Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Практическая магия файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Папюс
Практическая магия
Введение. Что такое практическая магия
Мы сделали следующее определение: практическая магия представляет собой искусство воздействовать динамизированной человеческой волей на эволюцию живых сил природы в смысле ее ускорения, и вся наша книга является разъяснением и развитием этого определения.
Мы надеемся, что нам удалось изложить теорию человеческой психики, созданную в свое время Платоном и разработанную в наше время Фабром д’Оливе согласно данным современной физиологии. Эта часть работы является необходимым основанием.
Между тем, многие главы этого сочинения были посвящены изучению живых сил природы, их астральному происхождению и их соответствиям в подлунном мире.
Эти важные вопросы весьма часто оставлялись без внимания начинающими изучать магию, не имеющими знания о неизменных основных принципах, изложенных в преданиях.
Настоящее сочинение заключает в себе как общую теорию магических операций, так и примеры молитв и заклинаний. Само собой разумеется, когда вы хорошо усвоите теоретическую магию, тогда вы прекрасно обойдетесь и без этих готовых текстов: ваш бессмертный дух, проявляясь в голосе вашей совести, подскажет вам выражения, строго подходящие к каждой отдельной операции. Но уж это ваше личное дело, я же считал своим долгом показать вам дорогу и бесповоротно удалить с нее неспособных лиц.
Молитва! Заклинание! Таинственные формулы!
Разве это не смешно, когда в XIX веке автор, претендующий на серьезность, преподносит все это «сынам прогресса», «знаменитым детям века железных дорог и телефонов», да еще вдобавок советует читателям остерегаться как клерикализма, так и материализма?
Разве этого недостаточно, чтобы заставить современного скептика, тщеславного, пустого и нетерпеливого, бросить эту книгу в огонь?
В наши дни, когда подобные вещи входят в моду, когда «маги», «великие посвященные», «профессора оккультизма и колдовства» растут как грибы и осаждают издателей книг и журналов своими неудобопонятными трактатами, в такое время луч света необходим. Нужно дать возможность каждому добросовестному исследователю оценить этих «великих людей» по достоинству. Если предлагаемое сочинение хоть сколько-нибудь поможет в этом деле, мы будем вполне вознаграждены за наши труды.
Что же касается людей, искренне убежденных в величии современной факультетской науки и считающих магические изыскания пустым бредом или игрой расстроенного воображения, мы спросим у них: разве не должен закон эволюции прилагаться к физическим силам так же, как он прилагается ко всей остальной природе, и осмелимся ли мы назначить какие бы то ни было границы превращения энергии в любой ее форме?
Разве история не показывает нам, что сегодняшняя мудрость вчера считалась безумием, и разве мы не можем заключить по аналогии, что кажущееся нам нелогичным есть лишь логическое проявление неведомых еще нам причин?
Логичным считается действие электрической машины, изолированной на своих стеклянных ножках, превращающей в электрическую энергию ту механическую работу, которая затрачена на вращение ее стеклянного диска, и сосредоточивающей эту электрическую энергию на металлических шариках кондуктора. Но считают нелепым и сумасбродным a priori действие мага, изолированного внутри своего угольного круга, превращающего в астральную энергию ту физическую и психическую работу, которую он совершил над своим организмом во время подготовки, и сосредоточивающего эту энергию на металлическом шарике, находящемся на конце его деревянного, покрытого изолирующим лаком жезла.
Находят логичным и рациональным действие громоотвода, притягивающего и гасящего электрическую энергию облака, или металлического острия, рассеивающего электрическую энергию в машине Рамсдена.
Но если маг, вооруженный металлическим острием, называемым магической шпагой, поглощает энергию, сосредоточенную в системе астральных сил, сейчас же все претендующие на звание людей науки кричат: «Сумасшествие, галлюцинация или обман!»
Повторяю еще раз: силы, которыми пользуется маг, того же порядка, как и все прочие силы природы, и подчиняются тем же законам. Особенность их лишь в том, что они происходят из преобразования психических сил в живой среде и сохраняют следы своего психического происхождения в виде некоторых признаков разумности.
Невежда и фанатик усматривает в этих силах чёрта, современный ученый, которому они мешают спокойно изучать микробов, видит в них лишь бред тех, кто осмеливается заниматься задачами, не входящими ни в одну университетскую программу.
Независимый искатель истины должен иметь представление обо всех мельчайших деталях исследуемого вопроса и не должен бояться суждений, откуда бы они ни исходили.
Глава 1. Определение магии
Вы, конечно, знаете анекдот о курином яйце, которое Христофор Колумб поставил на столе? Я не буду его вам повторять[1].
Этот анекдот доказывает, что, вообще говоря, из всех решений данного вопроса труднее всего найти самое простое. Так и магия кажется столь темной и неудобопонятной тем, кто ее изучает всерьез, лишь потому, что изучающий с самого начала слишком вдавался в многосложные подробности, в которых и запутался.
Читатели считают меня автором, любящим сравнения и даже подчас злоупотребляющим ими; будь эта привычка недостатком или достоинством, но она так глубоко укоренилась во мне, что я не оставлю ее и в этой работе, как не оставлял ранее. Поэтому я нахожу прекрасным началом для объяснения магии такой, на первый взгляд странный, вопрос: видели ли вы экипаж, едущий по улице?
«К чему этот вопрос?» – спросите вы. «К тому, – отвечу я, – чтобы доказать вам, что тот, кто внимательно наблюдал за экипажем, в состоянии легко постичь механику, философию, физиологию и, в частности, магию».
Если мой вопрос и в особенности мой ответ вам покажутся глупыми, это покажет мне, что вы не умеете наблюдать, вы смотрите, но не видите; вы ощущаете, но не чувствуете; у вас нет привычки размышлять об увиденном, искать связи между предметами, по-видимому, самыми простыми.
Сократ, проходя однажды по улице Афин, увидел человека, несущего дрова, и заметил, что дрова сложены с изяществом; он подошел к этому человеку, разговорился с ним и сделал своим учеником, в дальнейшем тот стал знаменитым Ксенофонтом. Следовательно, Сократ видел умственным взором яснее, чем глазами.
Итак, если вы хотите изучать магию, прежде всего, проникнитесь идеей, что…
Все воздействующие на ваши чувства предметы внешнего мира суть лишь видимые отражения невидимых идей и законов, которые могут быть выведены мыслящим разумом из этих чувственных восприятий.
Если вы человек серьезный, что должно вас интересовать в личности другого? Не его одежда, а его характер и образ его действий. Одежда и особенно манера ее носить указывают в чем-то на воспитание человека; но это только слабое отражение его внутренних свойств.
Следовательно, все физические феномены, воздействующие на наши чувства, – только отражения, одежда высших сущностей, идей. Бронзовая статуя, стоящая передо мной, есть форма, в которую артист облек свою мысль. Этот стул есть вещественная передача мысли ремесленника – и так во всей природе: дерево, насекомое, цветок суть материальные изображения отвлеченностей в полном смысле этого слова. Этих отвлеченностей не видит ученый, занимающийся только внешностью вещей, которому достаточно и этого. Поэты и женщины лучше понимают этот таинственный язык природы, потому что они интуитивно чувствуют, что такое всемирная любовь. Мы же сейчас увидим, почему магия – это наука любви, а теперь вернемся к нашему экипажу.