Автор одного из самых важных блокадных гибридных дневников, сочетавших текст и изображение, архитектор Александр Никольский пишет, сидя в эрмитажном подвале-бомбоубежище в своем дневнике от 22 января 1942 года: «Я твердо верю в скорое снятие осады и начал думать о проекте триумфальных арок для встречи героев/войск, освободивших Ленинград. Специалист должен быть готов всегда…»[11]
В своей статье о проектах блокадного памятника Вадим Басс представляет разные версии «архитектуры памяти» – в данной статье предложены только две версии, и важно, что обе задумываются уже во время блокады, как пишут авторы проекта:
Примечания
1
Кетлинская В. // Мы знали Евгения Шварца. М. – Л. Искусство, 1966. C. 99.
2
Шварц Е. С. 67
3
Шварц Е. Живу беспокойно. Из дневников. Л.: Советский писатель, 1990. С. 6.
4
То есть заново обращается к дневниковому письму, так как все его доблокадные записи были им уничтожены при подготовке к эвакуации.
5
Все эти описания города взяты из Шварц Е. Телефонная Книжка. М.: Искусство, 1997.
6
Интересно думать о причинах повторяющего, уточняющего переписывания Шварцем образа послеблокадного города: мне кажется, причин здесь несколько: поскольку текст не предназначался для публикации, у него не было окончательного, предпочтительного варианта, но множество вариантов обращения к мучающему автора образу.
7
Richter G. Afterness: Figures of Following in Modern Thought and Aesthetics. NYC: Columbia University Press, 2011.
8
Гинзбург Л. Проходящие характеры. Проза военных лет. Записки блокадного человека. М.: Новое издательство, 2011. С. 269.
9
Кочергин Э. Ангелова кукла. СПб: Вита Нова, 2013.
10
Inventur. Art in Germany, 1943-55. Cambridge, Mass.: Harvard Art Institute, 2018.
11
Никольский, А. Блокадный дневник, Л. «Искусство» 1971, С. 23.