В одном из мест «Бхагавад-гиты» Кришна говорит: «Я деятель. Что бы ни делалось, это делается Мной!» В другом стихе Он говорит: «Я не деятель. Я ничего не делаю!» И как же вы согласуете два этих заявления? Когда Он говорит: «Я не-деятель», – Он имеет в виду Свой аспект Ниргуны, т. е. безличную сторону. Когда Он говорит: «Я деятель, никто иной не есть деятель», – Он имеет в виду Свой аспект Сагуны – аспект личностный.
Божественное и лично, и безлично одновременно
Относится ли определение «личностный Бог» к Кришне, Раме, Иисусу, ко всем мудрецам и святым?
Кришна, Рама и Иисус не только личности, ибо они всегда осознают свою безличную и абсолютную Божественность. Личное связано с тем, что находится во времени. Божественное одновременно и лично, и безлично.
Когда мы говорим: «Тат Твам Аси» (Ты есть То), – означает ли это то, что Вы только что написали?
В «Тат Твам Аси» указывается на безличный аспект.
Не могли бы Вы подробнее остановиться на высшем, вселенском, личностном Боге?
Написано, что Он видит без глаз, слышит без ушей, ходит без ног, ловит без рук, ощущает вкус без языка; Он касается без кожи, чувствует запах без носа и т. д. Вы хотите увидеть Его как объект, подобно тому как вы видите стол или стул? Это невозможно. Вы можете реализовать Его как самого Себя. Как вы видите себя?
«Спорить, выясняя, «является Бог личным и имеющим форму или безличным и бесформенным», – это явное невежество! На самом деле не существует никакой разницы между личным Богом и безличным и бесформенным Божественным. Если вы воспринимаете Его через ум и чувства, Он осознается как личный и имеющий форму; если вы воспринимаете Его, выйдя за пределы ума и чувств, Он безличный и бесформенный».
– Жемчужины духовностиГде Бог?
Однажды Бог созвал всех своих ангелов и советников и сказал им: «Я очень устал от людей. Каждый из них чего-то хочет от Меня. Кто-то хочет хорошее здоровье и взывает ко Мне. Кто-то судится и, желая выиграть дело, взывает ко Мне. У кого-то плохо идет бизнес и он взывает ко Мне и просит благословения. У кого-то духовная проблема и, желая решить ее, он взывает ко Мне. У кого-то семейный конфликт и т. д. У каждого человека свои собственные проблемы и с ними он приходит ко Мне. Я хочу отправиться в такое место, где люди не смогут найти Меня».
Советники высказали разные мнения и дали разные советы. Один из них сказал: «Ты должен пойти на самый высокий пик этой горы, туда ни один человек не сможет добраться». Второй сказал: «Ты должен поселиться под водой». Третий сказал: «Ты должен отправитьсяна Северный полюс». Но Бог возразил: «Я знаю человека очень хорошо. Он доберется куда угодно». Тогда самый мудрый советник сказал: «Ты должен спрятаться внутри человека. Он будет искать повсюду снаружи и, таким образом, даст Тебе отдохнуть». Богу понравилось это предложение и Он спрятался в сердце человека.
Величайшая жертва Божественного
Я не чувствую сильной любви и преданности, меня больше привлекает безличный аспект Бога. Какой должна быть моя практика?
Вы личность или нет? Как может личность увидеть безличного Бога? Чтобы увидеть безличное, вы должны быть безличным. Можете ли вы сделать это? Можете ли вы отказаться от своего ума? Можете ли вы быть абсолютно безличным? Нет никакой разницы между Личным и Безличным. Если бы их было два, то оба они были бы конечными и смертными. Безличное становится Личным, не теряя своей Безличностности, поэтому люди могут общаться с Ним и быть связаны с Ним. Это самая большая жертва, которую Божественное приносит людям. Говорят, Бог создал человека по Своему образу и подобию. Я говорю, что человек видит Бога таким, каков он сам. Человек видит Бога по своему образу и подобию.
Что Вы подразумеваете под словами: «Человек видит Бога по своему образу и подобию»?
До тех пор, пока ум человека обусловлен и у него есть предвзятые идеи и готовые убеждения, он воспринимает Бога соответственно им. На самом деле это не есть ви́дение Бога. Это концептуальное знание о Боге. Именно это я имел в виду, написав, что человек знает Бога по своему образу и подобию.
Три аспекта Бога: Брахма-Вишну-Шива
Не могли бы Вы дать некоторые разъяснения о «Брахме-Вишну-Шиве»?
Брахма – это один из аспектов Ишвары, или Бога, высшего проявления Брахмана. Есть три силы Ишвары:
1. Созидающая сила
2. Поддерживающая сила
3. Разрушающая сила
Брахма – это созидающая сила сознания Бога. Вишну – поддерживающая сила сознания Бога. Шанкара (или Шива) – разрушающая сила сознания Бога. Они едины в Боге. Это три аспекта одного и того же Бога. Это подобно тому, как человек, когда он стирает одежду, называется прачкой, когда шьет одежду, называется портным, а когда ведет машину, называется водителем.
Но это может быть один и тот же человек. Бог не делает это в разное время. Созидание, поддержание и разрушение происходят в одно и то же время.
В чем разница между поклоняющимися Вишну и поклоняющимися Шиве?
Шиваиты обращаются к Богу по имени Шива. Вайшнавы – по имени Вишну. Это единственное различие. Вишну доволен, когда вы поклоняетесь Шиве, а Шива радуется, когда вы поклоняетесь Вишну. По сути дела, Вишну и Шива – это не два.
В индуизме вы можете выбирать любую форму или любое имя Бога, которому вы хотите поклоняться. Вы можете даже отрицать Бога. В индуизме вы можете отрицать все формы Бога. Вы даже можете отрицать, что Он имеет какие-то качества или атрибуты. Индуизм – это очень, очень либеральная религия. В одной индийской семье один член семьи поклоняется Вишну, второй – Шиве, третий – богине, а четвертый не поклоняется ни Вишну, ни Шиве, ни богине. Он приверженец движения «Арья самадж». Но все они живут гармонично.
Брахма, Вишну и Шанкара – это не три разных существа. Эти три имени одного высшего Сущего, соответствующие трем основным качествам Бога: творца, хранителя и разрушителя. Это, так сказать, три лица, три аспекта единственного Бога.
Атман, или Дух
«Что такое Бог? Что такое Атман? Какова истинная связь между ними? Ответ на этот вопрос мы получаем только тогда, когда реализуем Себя! Чем бы мы себе ни представляли Бога или Атмана, до Богореализации или Самореализации, – это только наше умственное представление, вера, предположение или просто свидетельство из Писаний».
– Жемчужины духовностиАтман не может быть понят умом
В Упанишадах приводится такой диалог между двумя риши. Один спрашивает: «Что самое быстрое в мире?» Другой отвечает: «Ум». Но первый риши поправляет его и говорит: «Самый быстрый Атман, ибо когда ум достигает определенного места, он обнаруживает, что Атман уже там!» В «Ишавасья Упанишаде» сказано: «Атман движется и не движется. Он мельчайший из малого и величайший из великого. Он самый близкий и самый дорогой». Можете ли вы представить себе это в уме?
Кто видел бессмертный Атман и что доказывает, что Он существует?
Бессмертный Атман не нуждается ни в каких доказательствах своего существования. Всеобщее стремление жить, присущее даже червю, – достаточно рациональное доказательство. Более того, истинная природа Атмана – это Осознавание, которое невозможно отрицать. Как можете вы отрицать существование Осознавания, не имея Осознавания? Осознавание самоочевидно. Сказать, что Атман не существует, – все равно что сказать вслух: «У меня нет языка». Вам следует прочесть первую главу под названием «Есть ли Бог?» из книги «Приближение к Божественности»[5] и размышлять над ней.
Атман – это чудо из чудес
Пожалуйста, Свамиджи, не могли бы Вы рассказать о Духе?
Слово «Дух» в индуистской терминологии – это Атман. В Упанишадах, как и в «Бхагавад-гите», есть много шлок, описывающих природу Атмана. Некоторые шлоки об Атмане в «Бхагавад-гите» и Упанишадах совпадают слово в слово. Слова «духовный» и «духовность», которые вы повсюду слышите или читаете, происходят от слова «Дух».