Как символ очищения, мира, благодати олива, и, соответственно, оливковая роща – наилучшее место для отдыха и молитвы; символично, что Иисус молил Бога Отца о милости, об удалении от Себя чаши страданий, среди олив, которые символизируют также милость Божию. После разрушения Иерусалима в 70 году по Р. Х. римляне срубили все деревья вокруг города на большом расстоянии, поэтому от прежней Гефсимании ничего не осталось.
Елеон – в переводе с греческого означает «масличная роща» (Деян. 1:12). Елеонская или Масличная гора (евр. Хар ха-Зейтим) поднимается выше Иерусалима примерно на 60 м, с нее открывается изумительный вид на город и на лежащие вдали горы, на Иордан и Мертвое море. Когда-то ее склоны были засажены садами оливковых деревьев. Эта гора упоминается в Ветхом Завете как священное место погребений и как место, откуда начнется второе пришествие Спасителя (2 Цар. 15:30-32).
Здесь Давид поклонялся Богу. С этой горы Иисус спустя сорок дней после воскресения вознесся на небо (Деян. 1:11). Вознесение Иисуса с горы, имеющей название Елеон, глубоко символично, так как в духовном смысле это означает вершину милости Бога к людям, возносящего естество человеческое в пренебесный чертог славы и вечной жизни.
Откуда взялось у слова «масляный» (елей, елейный) переносное значение – «умягченный» (а значит, и «милосердный»)? Дело в том, что по-гречески «милость» произносится «елеос» (eleeo – сострадательный, милосердный) и имеет со словом «елей» (от elaia – масло) общий корень – el-//-il-, который восходит к древней праоснове: веселый, радостный; добровольный, дающий; милостивый, милующий; тихий, Святой Дух Утешитель.
Эти основные значения расширяются за счет добавочных: смолистый, сочный (теперь и масляный); и знающий, просвещенный (теперь и свет). Поэтому не случайно в древних текстах соседствуют слова «масло», «елей» и «милосердие», «милость» со словами «древо», «радость», «светится», «блажен», «утешь».
Они обозначаются по-гречески: eleon, ileos, eleimones. В Пражском Академическом словаре (18), составленном с опорой на старославянский, греческий, латинский, немецкий и другие языки, содержится немало примеров таких соседств, взятых из Библии, апокрифов, гомилий: «Да пошлет ангела своего дати масло от древа милования» (misericordiae Nicod. 19, Stojanovie 109, 10); «и будет елея милования в радость» (Ibid. 109, 26); «где, как и масло маслины, перед очами Бога Всемогущего (Деятеля милования) светится (милосердия плоды) (Gregorii Magni, Homiliae.Misericordiae fructus. Bes.20, 110 bb 9 sq. – Exh.)
Созвучие греческих слов – eleos и elaion -указывает на то, что елей как вещество смягчающее и целительноеслужит символом Божественной милости, умягчающей наше ожесточение и исцеляющей греховные язвы наши.
Таким образом, христианство приняло и сохранило глубокое религиозное и символическое значение елея.
И по сегодняшний день елей имеет обширное употребление в Христианской Церкви. Елей применяется при обряде благословения хлебов: вместе с пятью хлебами, вином и пшеничными зернами благословляется и елей как вещество питательное и целительное в болезнях.
На праздничной утрене освещение церкви усиливается возжиганием свечей и елея, когда поются псалмы о многой милости Божией к избранному народу и много раз повторяется припев: «яко в век милость Его, аллилуиа!»
В церковном же языке эта часть праздничной утрени (которая начинается пением псалмов 134 и 135 – «Хвалите имя Господне» и – «Исповедайтеся Господеви» и продолжается до начала канона) означается словом полиелей (греч. polis -многий и eleos – милость; либо из polis – многий и elaion – елей).
По первому словообразованию полиелей значит многомилостивый, а по второму – многоелеен.
Причину такого названия этой части утрени иные полагают в том, что в полиелейном псалме 135-м много раз повторяется слово милость (eleos) в припеве – «яко в век милость Его»; иные в том, что во время этой части утрени Устав предписывает в честь праздника усиливать освещение церкви возжиганием свеч и елея (elaion). Обе эти причины могут быть совместны.
На заутрене с полиелеем или всенощной после чтения Евангелия елеем совершают обряд Елеопомазания, символически изображающего излияние Божией милости на помазуемого.
Чин помазания присутствует также в Таинствах: Крещения, Миропомазания, Елеосвящения. В Таинстве Елеосвящения иерей или епископ при помазании больного освященным елееми спрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи.
В этом случае елей несет в себе милость Божию к больному человеку, выражающуюся в оставлении (прощении) его грехов, благодать Духа Святого, очищающего и духовно возрождающего человека, и целительную силу от телесных и душевных болезней.
Святой Апостол Иаков в Соборном послании указывал о Таинстве Елеосвящения: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).
Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику – семью) священниками (отсюда др. назв. – соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, чтения семь раз Апостола и семь раз Евангелия (отрывков, где повествуется о покаянии, об исцелении, о необходимости веровать и уповать на Бога, а также быть сострадательным и милосердным).
После каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазанием больного елеем.
После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву. Число «семь» есть символический знак Церкви и ее полноты. По этой причине само помазание больного и молитвы об отпущении его грехов и исцелении повторяются семь раз. Елей в таинстве елеосвящения обычно используют смешанный с вином.
О целительной силе помазания священным елеем свидетельствует множество чудес, произошедших по молитвам святых угодников. Так, в житии преподобного Серафима Саровского описывается следующее чудо.
Однажды зимой привезли на санях больную женщину к монастырской келии преподобного. Больная вся была скорчена, колени сведены к груди. Ее внесли в жилище старца и положили на пол. Отец Серафим спросил ее: Исцеление перед лампадой
– Откуда ты, матушка?
– Из Владимирской губернии.
– Давно ли ты больна?
– Три года с половиною.
– Какая же причина твоей болезни?
– Я была прежде, батюшка, православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца.
Я переменила крестное знамение на двуперстие и в церковь ходить не стала.
– А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?
– Верую, батюшка, – отвечала больная.
Тогда отец Серафим сложил по православному персты, положил на себе крест и сказал:
– Перекрестись вот так во имя Троицы.
– Батюшка, рада бы, – отвечала больная, – да руками не владею.
Отец Серафим взял елея из лампады от своей иконы Божией Матери «Умиление» и помазал грудь и руки больной.
Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила совершенное здоровье.
Один брат спросил отца Серафима: зачем он помазывает приходящих к нему из лампады, горящей в его келии перед иконой? Батюшка отвечал так: «Мы читаем в Писании, что Апостолы мазали маслом, и многие больные от сего исцелялись.
Кому же следовать нам, как не Апостолам?» Этому обычаю следовал и святой старец, потому и помазанные получали исцеление. В Таинстве Крещения елей, освященный особой молитвой, употребляется для помазания того, кто приступает к св. Крещению. Из оливкового масла (с примесью особых ароматов) изготовляется также и миро, служащее для совершения Миропомазания— Таинства, в котором верующему при помазании тела священным миром подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни.