Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Путь эзотерического посвящения. Теория и практика Антропософии файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Путь эзотерического посвящения. Теория и практика Антропософии
Д. Кокшаров
© Д. Кокшаров, 2023
ISBN 978-5-4498-7359-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Путь эзотерического посвящения. Теория и практика Антропософии
2-ое издание, переработанное и дополненное
Содержание
Первая лекция (15 января 2011)
Методы познания физического и сверхфизических миров. – Выводы, исходящие из наблюдения за существом человека. – Сфера мыслей, сфера чувств и сфера воли. – Действие воли в существе человека. – Четырёхчленный человек с точки зрения Антропософии. – Сон и смерть. – Рудольф Штайнер и Антропософия. – Мистерии древности и эзотерическое посвящение в разные эпохи. – Посвящение мудрости, посвящение чувства и посвящение воли. – Ступени познания человека: материальное познание, имагинация, инспирация и интуиция. – Соотношение ступеней познания с разными членами человеческого существа. – Истинные сострадание и любовь. – О заблуждениях в восприятии высших миров. – Осознание и самоконтроль как путь к высшему развитию и достижению посвящения. – Контроль действий, речи, мыслей и чувств. – Упорядочение мышления и очищение чувств. – Духовное освобождение воли. – В чём заключается грех? – Сновидения и их связь с чувственной и сверхчувственной реальностями.
Вторая лекция (13 марта 2011)
Общий обзор предыдущего занятия: материальное, имагинативное, инспиративное и интуитивное познания и их соотношение с телами человека. – Сдерживание своих проявлений как основа накопления энергий и формирования органов тонких тел. – Несправедливость и зло как формы обучения справедливости и добру. – Силы зла и их эволюционное значение в общемировом масштабе. – Выработка правильного отношения к жизненным невзгодам и препятствиям. – Путь совершенствования, исключающий борьбу со своими пороками в обыденном смысле. – Об эволюционном созревании сознания человека на соответствующих ступенях бытия в соответствующих родах деятельности. – Три критерия правильности духовного пути: разотождествление своего «Я» со своими частными проявлениями; избавление от эгоизма; расширение сознания. – Достижение интегрального, надконцептуального, космического сознания как цель духовной эволюции. – Расщепление личности духовного ученика при эзотерическом развитии на воление, чувствование и мышление. – Демонические силы, желающие воспользоваться этим. – Необходимость пропорционального сочетания воления, чувствования и мышления. – Малый Страж Порога как открывающий первую ступень посвящения. – Отделение истины ото лжи, реальности от иллюзии в восприятии за счёт избавления от эгоизма, самоотречения и смирения пред Высшим. – Полное очищение своего существа и развязывание кармы. – Великий Страж Порога как открывающий вторую ступень посвящения. – Служение Божественному как условие вступления в высшие сферы. – Эгоистическое наслаждение высшими благами как дорога в царство Люцифера. – Первая (Серафимы, Херувимы, Престолы), вторая (Господства, Силы, Власти) и третья (Архаи, Архангелы, Ангелы) Иерархии Космоса, открывающиеся через интуицию, инспирацию и имагинацию. – Ангелы как руководители отдельных лиц; Архангелы как духи-народоводители; Архаи как духи времени; Элохимы как планетарные правители. – Возрастание ответственности при духовном восхождении. – Путь движения к Истине.
Третья лекция (19 марта 2011)
Основная тема данного цикла лекций. – Три этапа развити сознания: доличностный (бессознательный), личностный (сознательный) и надличностный (сверхсознательный). – Общий исторический обзор индивидуализации земного человека. – Космический план становления духовного сознания человека. Круговорот. – Цель духовного развития. – Почему мы не понимаем сверхличностное состояние? – Эволюция как переход из обособленного состояния к всеобъемлющему. – Семь планетарных эпох (воплощений Земли) в свете Антропософии Рудольфа Штайнера: Сатурн, Солнце, Луна, Земля, Юпитер, Венера, Вулкан. – Формирование оболочек человека в соответствии с планетарными эпохами: физическое, эфирное, астральное тела, «Я», самодух, жизнедух, духочеловек. – Приближение к космическому сознанию. – Три стадии мировосприятия: концептуальная, межконцептуальная, надконцептуальная. – Предпосылки познания. Практика и теория. Знание и осведомлённость. – Срединный путь. – Зыбкие основания научных теорий. – Пралайи и манвантары и перевоплощение Земли. – Равновесие в духовном пути познания. – Ценность глобального мировосприятия с точки зрения ответственности и разрешения индивидуальных и общечеловеческих проблем. – Человек и его инструменты познания как базовая проблема гносеологии. – Заблуждения отдельных ясновидцев. – Опорные пункты в познании Истины. – «Совершенный человек» суфизма. – Преодоление негативных факторов в жизни как основа воспламенения духа. – Важность знания принципов эволюции, а не столько образного описания высших миров. – Формальное восприятие как духовная проблема современности. – О необходимости прозревать в суть. – Подведение итогов состоявшихся занятий. – Путь Космической Мудрости, Космософии.
Первая лекция
15 января 2011 года
I
Я рад приветствовать вас. Данный цикл занятий можно обозначить как «Практическая эзотерика» или «Путь эзотерического посвящения». Второе его название – «Теория и практика Антропософии»: потому что мы будем непосредственно обращаться к Антропософии Рудольфа Штайнера.
Как я уже говорил на наших ранних занятиях, познание Мироздания, во всей его многоуровневости и многомерности, далеко не ограничивается только рассудочным познанием, то есть познанием с использованием головного мозга: это всего лишь самая поверхностная форма познания, самая нижняя ступень. Настоящее познание начинается тогда, когда пробуждаются восприятия, очу́вствования, ви́дения, предощущения внутри нас, то есть в душе и духе. И, естественно, по мере развития этих восприятий их качество, глубина и точность увеличиваются.
Данная тема весьма актуальна. Если вы наблюдали за различными современными учениями, вы могли заметить, что многие из них используют для познания высших миров именно рассудок. Соответственно, при таком подходе как такового истинного познания не происходит, ведь рассудок огрубляет, ограничивает и искажает утончённые восприятия реальности, ибо относится к самым поверхностным слоям сознания, к физическому плану.
Любому типу познания должно соответствовать использование соответствующих ему инструментов. То есть, допустим, для изучения звёзд и планет, удалённых на большое расстояние от Земли, используют телескопы. Точно так же для исследования микроорганизмов используют микроскопы. Это разные типы познания, разные уровни и, соответственно, разные средства. По аналогии с этим при познании разных миров и сфер Творения также необходимо использовать инструменты, подходящие для их познания. Если для познания физического плана достаточен и даже необходим именно рассудок, потому что он – часть этого физического плана, он предназначен для него, то для познания тонких миров – эфирных, астральных и выше – нужны соответствующие им инструменты. Так как эти эфирные, астральные и пр. начала содержатся в нас самих, то путём развития их мы можем прийти к познанию высших реальностей. А рассудок в данном случае будет использоваться уже для того, чтобы изложить результаты наших высших познаний здесь, на физическом плане. Потому что если наш физический рассудок не будет понимать то, что нами было воспринято в высших мирах, он не сможет это провести сюда в качестве знаний, не сможет это объяснить ни себе, ни окружающим. Кроме этого, подготовленный к высшим познаниям рассудок даёт нам своеобразную уверенность; ибо непонимание чего-то всегда порождает неуверенность, а когда рассудок видит логическую закономерность в каких-то высших процессах, которые были познаны путём сверхчувственного познания, то у него возникает уверенность и устойчивость. Хотя, естественно, основа этих уверенности и устойчивости – в высших познаниях, когда человек весьма основательно укоренился в них.