Николай Велимирович вскоре после окончания Православной семинарии в Белграде в 1902 г.
Также как и во время учебы в гимназии Никола Велимирович терпел крайнюю нужду, родители-крестьяне не могли обеспечить его всем необходимым – он жил в нищете и снимал сырую каморку. Учеба же отнимала практически все время, так что он не мог работать, чтобы содержать себя. В результате учебы в богословии Никола Велимирович сильно подорвал свое здоровье.
Богословию Никола окончил первым учеником со всего курса. Причем особенно он отличился на экзамене по гомилетике – ему выпала тема проповеди «Чистый лист», но он и тут вышел из положения, сказав: «Чист лист, пока на нем еще ничего не начертано; чист день, пока в нем нет никакой мглы… Чиста душа, когда в ней не остается уже места греху…» [12]. Как лучший ученик он мог претендовать на продолжение обучения в России в Духовной академии, но из-за расстроенного здоровья и трудного материального положения он был вынужден отказаться.
Он возвращается в Лелич к родителям и становится сельским учителем, преподавая в школах Драича и Лесковиц, близ Вальева. В это время он близко сходится со священником Саввой Поповичем, уроженцем Черногории, и помогает ему в служении, а также сотрудничает с газетой «Христианский вестник».
Летние каникулы по совету врача Никола проводил у моря, где познакомился со святынями Адриатического побережья Черногории и Далмации. Со временем впечатления, полученные в этих краях, нашли отражение в его ранних произведениях. Благодаря годам, проведенным на природе, здоровье Николы Велимировича более или менее поправилось, и он смог продолжить образование.
Продолжение учебы и монашеский постриг
Спустя два года после окончания богословии Никола Велимирович получил стипендию от Министерства просвещения. Это позволило ему получить образование в Западной Европе. Первоначально он поехал в Швейцарию и поступил на старокатолический богословский факультет в Берне. За время учебы он несколько раз выезжал в Германию, дабы совершенствоваться в немецком языке.
В 1908 году, в возрасте 28 лет, Никола Велимирович окончил обучение на старокатолическом богословском факультете, защитив диссертацию на тему «Вера в Воскресение Христово как основной догмат Апостольской Церкви» на степень доктора теологии.
Из Швейцарии Никола Велимирович направился в Англию для обучения на философском факультете в Оксфорде. Время, проведенное в Оксфорде, было для Николы очень счастливым: несмотря на скептическое отношение к западноевропейским ценностям, он навсегда полюбил Англию и впоследствии часто посещал эту страну, писал о Шекспире, дружил со многими англичанами. Там же им была написана работа «Философия Беркли», защита которой прошла в Женеве.
Осенью 1909 года Никола Велимирович возвратился в Сербию. Вскоре он заболел дизентерией. Больше месяца он провел в больнице. Находясь между жизнью и смертью, Никола Велимирович дает обет Богу: если поправится – примет монашество. Господь принял его обет и исцелил его.
Сразу же по выздоровлении Никола отправляется в монастырь Раковица близ Белграда, где и принимает монашеский постриг с именем Николай. Несколько дней спустя Митрополит Сербский Дмитрий рукополагает его в священный сан.
Первым послушанием иеромонаха Николая стала командировка в Россию для завершения богословского образования. В 1910 году иеромонах Николай поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. При приеме в академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. К сожалению, никаких документов, связанных с обучением иеромонаха Николая в Духовной академии, не сохранилось. Однако, по рассказам самого святителя, известно, что во время обучения он познакомился с митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским). Владыка оценил эрудицию и благочестие сербского студента и посодействовал ему в паломничестве по святым местам России. Это паломничество глубоко вдохновило иеромонаха Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.
По возвращении на родину иеромонаху Николаю пришлось улаживать бюрократические формальности, поскольку ученые степени, полученные за границей, требовали подтверждения. Но экзаменовавшая его комиссия «была поражена, выслушав его рассуждения о Христе» [1, с. 11], как вспоминал впоследствии один из ее членов. Больше вопросов ему не задавали, убедившись как в эрудиции, так и в глубокой вере иеромонаха Николая.
Получив подтверждение своих дипломов, иеромонах Николай становится младшим преподавателем Белградской богословии. Он преподавал философию, логику, психологию, историю и иностранные языки. Некоторое время спустя к преподаванию в богословии добавились лекции в Коларчевом народном университете.
Но деятельность отца Николая не ограничивалась только стенами духовной школы. Он много пишет и публикует в различных изданиях свои статьи, беседы и исследования на различные философско-богословские темы; выступает с беседами и лекциями, благодаря чему приобретает широкую известность. Его выступления и беседы были посвящены в первую очередь различным нравственным аспектам народной жизни. Его ораторская манера особо привлекала сербскую интеллигенцию.
Стезя ученого инока
Во время работы в богословии иеромонах Николай начинает публиковать свои первые сочинения. Очень скоро его слава блестящего проповедника и богослова распространилась по всей Сербии и даже за ее пределами.
В 1912 году он был приглашен на торжества в Сараево. Его приезд и выступления вызвали воодушевление в среде сербской молодежи Боснии и Герцеговины. Здесь он познакомился с лучшими представителями местной сербской интеллигенции. Яркие и смелые высказывания отца Николая не могли остаться незамеченными со стороны австрийских властей, управлявших Боснией и Герцеговиной. Его выступление было воспринято как политическая акция со стороны правительства Сербии. На обратном пути в Сербию он был задержан на несколько дней на границе. Спустя год, когда отец Николай хотел посетить Загреб в связи с отмечавшимся там юбилеем Негоша[1], ему было отказано во въездной визе. Тем не менее речь иеромонаха Николая, зачитанная на торжествах в Загребе, произвела огромное впечатление на слушателей.
В эти годы отец Николай прекращает публиковаться в «Церковном вестнике», с которым сотрудничал еще со студенческой скамьи. Дело в том, что он резко разошелся во мнениях с его редактором – протоиереем Алексеем Иличем. Отец Алексей крайне негативно воспринимал современное состояние Сербской Церкви. С этим был не согласен отец Николай, он смотрел на церковную жизнь с надеждой на лучшее. Тем не менее он критиковал и церковный народ, и духовенство за моральное отступление, произошедшее, по мнению отца Николая, под влиянием западной культуры.
С началом Балканских войн, а в особенности Первой мировой, горячий патриотизм отца Николая обрел свое практическое воплощение. Он оставляет преподавание в богословии и уходит на фронт полковым священником. Проводит богослужения, ободряет солдат, ухаживает за ранеными. Все свое жалованье до самого конца войны перечисляет на нужды раненых.
Одним из самых ярких событий фронтового служения отца Николая было участие в операции по форсированию Савы. В сентябре 1914 года он вместе с сербскими солдатами высадился на противоположном берегу реки Савы и даже принял на короткое время командование небольшим отрядом в ходе кратковременного освобождения Земуна.