Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Молитва в жизни христианина файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Молитва в жизни христианина
Составитель: О Есаянц
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС Р17-705-3118)
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2017
Что такое молитва
Господь заповедал нам молиться Ему: Бдите и молитесь, да не внидите в напасть (Мф. 26, 41). Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21); всё, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам (Мк. 11, 22–24) и пр. Он же дал нам и образец молитвы к Богу – Отче наш (см. Лк. 11,24–26). В Евангелии дается образец и покаянной молитвы, которую произносил мытарь – «Боже, милостив буди мне грешному» (см. Лк. 18, 13).
Итак, молитва есть наша беседа, общение или разговор с Богом. А поскольку Он нас создал, поддерживает нашу жизнь на земле и Он же нас спас и дарует вечную жизнь по исходе нашем из этой жизни, то молитва нам необходима всегда и везде. Молиться Богу следует, как можно чаще, к чему нас призывает апостол Павел: «непрестанно молитесь». В каких бы жизненных обстоятельствах мы ни находились, мы всегда должны молиться Богу, пребывая в общении с Ним, и такая возможность у нас всегда есть – хотя бы в сердце ничто не мешает нам молиться ко Господу день и ночь: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?(Лк. 18, 7).
Как меняется все, когда вдруг раскрывается сердце в молитве ко Христу. Каждый момент становится драгоценным, исполненным глубокого смысла. Общение с Богом есть самое важное чудо нашего бытия. Это есть та «благая часть», которая не отнимается от нас смертью.
Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий грешного человека перед Богом. Она есть по существу своему – стояние перед Богом лицом к лицу.
Бог есть единый источник всех истинных благ. Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с благим Богом. Она заимствует добродетели из источника благ – Бога, усвояет их тому человеку, который молитвой старается пребывать в общении с Богом. Путь к Богу – молитва. Без нее человек чужд Бога. Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышит этим святым, таинственным воздухом.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает: «Блаженна душа, которая молитвою непрестанно стучится в двери милосердия Божия и жалобами на «соперника» своего (Лк. 18, 3) – на насилующий ее грех – непрестанно утомляет Неутомимого» (1, с. 130).
Необходимо молиться постоянно и всю жизнь. И по нашей молитве ко Господу, Пречистой Владычице и Ангелу-Хранителю они нас всему научат, – или сами, или через других. Как пишет святитель Феофан Затворник: «Помощь Божия всегда готова и всегда близ, но она уделяется только ищущим и трудящимся и притом тогда, когда ищущие переиспытывают все свои средства… и полным сердцем начнут взывать: Господи помоги! А пока остается хоть малое чаяние чего-либо от своих способов, Господь не вмешивается сюда, как бы говоря: чаешь сам достигнуть! Ну и жди… Но сколько ни будешь ждать, ничего не будет. Даруй вам Господи дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно!» (2, с. 41–42).
Какие бывают молитвы
По своему содержанию христианские молитвы бывают покаянные, просительные и хвалебно-благодарственные.
В славословии мы прославляем Бога как Творца всесовершенного, всеправедного, все-святого, вседовольного, всеблаженного. В благодарственных молитвах мы благодарим Бога как Промыслителя, Искупителя и Освятителя – всеблагого, всещедрого, всемилостивого; в просительных – просим и молим Животворящую Троицу о прощении наших согрешений и ниспослании нам благ, во-первых, вечных и духовных, а во-вторых, временных и телесных.
Так как мы постоянно грешим, то поэтому должны всегда, прежде чем просить что-либо у Бога, сначала покаяться. Покаянная молитва должна предварять просительную.
Святые отцы горячо убеждают христианина молиться Богу о прощении своих грехов. Преподобный Ефрем Сирин наставляет нас так: «Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему» (3, с. 149). Святитель Филарет (Дроздов) свидетельствует: «Кто не приносит молений о прощении грехов, тот или по невежеству не знает их, или закрывает их от себя гордостью, как фарисей – и в том, и другом случае не принадлежит к Царствию Божию» (4, с. 130).
Покаянная молитва удерживает руку правосудия Божия, уже простертую для поражения грешников. Так, пророк Иона, поглощенный китом морским за непослушание Богу, не погиб, но молился с твердой верой в милосердие Божие, и повелел Господь киту, и он изверг Иону на сушу (Ион. 2, 11). Ниневитяне, услышав от пророка, что через 40 дней их город будет разрушен, поверили Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого, обратились от злого пути своего и крепко вопияли к Богу (Ион. 3,5,8) – и так отвратили гнев Божий и испросили себе помилование.
Молитв собственно покаянных в нашей Православной Церкви много. Особенно умилителен канон преподобного Андрея Критского, читаемый в храме в некоторые дни Великого Поста.
Наиболее кратким и совершенным образцом покаянной молитвы является 50-й псалом царя и пророка Давида, в котором израильский царь горячо сознает глубину своего падения, обращается к Богу с искренней мольбой о прощении грехов и выражает твердую надежду, что милосердный Господь омоет его скверны и убелит «паче снега».
В Евангелии этому покаянному молитвенному воплю Давида соответствует «мытарево» моление: «Боже! милостив буди мне грешнику» (Лк. 18, 13).
Каждый день, каждый час и каждую минуту человеку должно помнить свою немощь и просить Господа о помощи и заступлении, или о подаянии ему насущных даров, или о прощении его согрешений и помиловании.
Господь наш Иисус Христос простирает ко всем сердобольный глас Свой: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28),
Никто из друзей земных ни сравняется в благости и щедротах с Отцом нашим Небесным и никто из людей не силен даровать нам того утешения, какое всегда может ниспослать нам непостижимый в милостях и богатый в щедротах Своих Бог.
Просительная молитва более других видов молитвы понятна и близка новоначальным. Ведь и само слово «молитва» означает усиленную просьбу, прошение.
А самая высокая и образцовая просительная молитва – это молитва Господня «Отче наш». В ней содержатся все роды прошений и все виды нужд человеческих: в ней просим и о хлебе насущном, нужном для тела и души, просим и о Царствии Небесном, просим об оставлении нам прегрешений и об избавлении нас от опасности потерять веру или впасть в тяжкий грех, и, наконец, об удалении от нас всякого зла и самого духа злобы, врага нашего спасения.
Молитвой Господней можно все испросить у Бога, но молиться надо не только устами, но и всем умом, то есть не отвлекаясь, и всем сердцем, то есть искренне желая того, о чем говорится в молитве.
Известно много случаев, когда само по себе чтение псалмов исполняло чудесным образом даже невысказанные в молитве заветные желания и насущные потребности молящегося, ибо Бог знает наши нужды – Он смотрит на готовность нашего сердца принять Его дар, а чтение псалмов как раз и подготавливает сердце к принятию благодати, смягчает, умиротворяет, очищает и освящает его.
Способность наша приносить Богу просительные молитвы – это испытание реальности нашей веры. Сами по себе мы слабы, бедны; без помощи Божией ничего не можем ни сделать, ни помыслить доброго, ни отвратить от себя опасности, ни защитить себя от зла; без благ и даров Божиих вообще не можем ни жить, ни даже существовать.