Cуперкомпьютеры: администрирование - Жуматий Сергей Анатольевич страница 2.

Шрифт
Фон

Принцип параллельной обработки данных прост: если две или более операции независимы (т. е. результаты их выполнения не влияют на входные данные друг друга), то эти операции можно выполнить одновременно, т. е. параллельно. В аппаратуре традиционно есть два варианта воплощения этого принципа – параллелизм и конвейеризация.

Параллелизм – параллельное выполнение машинных команд разными устройствами. Например, команды

x=a+b и y=b*c

a

b

с

Конвейеризация – разделение команд на этапы, каждый из которых выполняется быстро отдельным элементом аппаратуры, и выполнение этих этапов происходит по принципу конвейера: друг за другом. Таким образом, одновременно может выполняться несколько команд на разных стадиях конвейера. Наиболее часто этот принцип используется в векторизации – выполнении однотипной операции над векторами, т. е. массивами данных, расположенными в памяти регулярно (см. рис. 2).


Рис. 1: Параллельное выполнение


Рис. 2: Векторизация + конвейер


Чаще всего элементы вектора расположены друг за другом. Типичный пример – сложение векторов. Так как операция, выполняющаяся над векторами, одна и та же, то её разбивают на фазы – ступени конвейера. Например, загрузка элементов из памяти, нормализация мантисс, сложение, коррекция, запись в память. После выполнения первой ступени над первым элементом вектора эту стадию можно сразу же выполнить над вторым элементом, не дожидаясь завершения всей операции над первым. После завершения каждой ступени над одним элементом можно выполнить её над следующим. Таким образом, если самая медленная ступень конвейера выполняется за

К

S

N

K*(N–1)+S

Первый элемент обработается за положенные

S

K

K=1

Для системного администратора не всегда нужно доскональное понимание работы процессора, языка ассемблера и умение оптимизировать пользовательские программы, но понимание того, как устроено параллельное выполнение в процессоре, очень важно. Многие современные процессоры многоядерные, т.е. содержат несколько полноценных (или почти полноценных) процессоров на одном кристалле (в одной микросхеме). Естественно, что они могут работать параллельно. Есть ещё параллелизм на уровне доступа к памяти, когда разные банки памяти могут работать независимо, а значит, отдавать или записывать данные быстрее. Есть также параллелизм на уровне работы с устройствами – можно заранее сформировать в памяти блок для записи на диск или для отправки по сети и «скомандовать» контроллеру выполнить запись/передачу. Далее процессор может выполнять другие действия, а данные из памяти в это время будут записываться на диск или пересылаться по сети.

Это параллелизм, заложенный в «железе». Для того, чтобы задействовать его максимально, заставить вычислители (ядра, процессоры, вычислительные узлы…) работать параллельно, необходимо составить программу таким образом, чтобы она использовала все эти ресурсы. Т. е. написать параллельную программу. Этим мы заниматься не будем (по крайней мере, в рамках этой книги), но иметь дело с параллельными программами нам придётся постоянно, и знать, как они работают, нам необходимо.[1]

Если я написал параллельную программу, значит ли это, что она тут же заработает быстрее обычной (последовательной)? Нет. Более того, она может работать даже медленнее. Ведь части, которые должны исполняться параллельно, в реальности могут конфликтовать друг с другом. Например, две нити обращаются к разным участкам памяти и не дают эффективно работать кэшу процессора. Или параллельные процессы постоянно вынуждены ждать данных от самого медленного из них. Или…

Вариантов неэффективного параллельного кода много, и если не удаётся достичь хорошего ускорения программы на суперкомпьютере, то, возможно, она неэффективно использует параллелизм. Выяснить реальную причину очень трудно, для этого необходимо использовать «отладчики производительности» – параллельные профилировщики, трассировщики или хотя бы мониторинг вычислительных узлов, по данным которого можно судить о том, что происходит во время работы программы.

Для нас в первую очередь интересен параллелизм на уровне процессов UNIX (в том числе на разных узлах) и нитей. Именно здесь заложен основной потенциал параллельных приложений. Именно такой параллелизм используют наиболее популярные среды параллельного программирования MPI и OpenMP. Это не значит, что на других уровнях этого потенциала нет, но именно отсюда всегда нужно начинать. Среды (технологии) параллельного программирования представляют собой библиотеки или языки программирования, позволяющие упростить написание параллельных программ.

Для администратора важно знать, как устроена каждая среда, как она реализована технически, так как при возникновении проблем с программами потребуется понять, в чём причина неполадки. Даже если причина – ошибка в программе, нужно уметь показать это пользователю и подсказать ему путь решения проблемы. Параллельные программы, как правило, пишутся в терминах нитей или параллельных процессов (или всего вместе). То есть один и тот же код программы выполняется в разных нитях одного процесса (на разных процессорных ядрах) или в разных процессах, которые могут работать и на разных узлах.

Такой подход позволяет максимально задействовать все процессорные ядра – на каждом выполняется свой процесс или поток. Действия разных процессов в одной программе необходимо согласовать, для этого в средах параллельного программирования предусмотрены разные механизмы: в MPI – передача сообщений, в OpenMP – общие переменные и автоматическое распараллеливание циклов и т. д. Технологии типа MPI – это не только указание особых функций и инструкций в коде, но и среда запуска программы. Особенно это относится к средам, использующим несколько вычислительных узлов, – ведь на каждом узле надо запустить экземпляр (а то и не один) программы и «подружить» его с остальными запущенными экземплярами той же программы (но не соседней). Вот тут и начинаются заботы системного администратора. Все установленные параллельные среды надо оптимально настроить, а при возникновении проблем – уметь расшифровать их диагностику.

Например, в кластере используется скоростная коммуникационная сеть (InfiniBand или другая) и обычный Ethernet для управления. Установленная среда MPI работает, но эффективность работы программ низкая. Нередко причиной является неверная настройка, в результате которой MPI использует медленную управляющую сеть вместо скоростной.

Виды кластеров

Когда говорят «кластер», подразумевают множество компьютеров, объединённых в нечто единое. Но вариантов этого «нечто» может быть несколько. Они отличаются целью и, как следствие, – реализацией.

Первый вид кластеров – High-Availability, или кластеры высокой доступности. Их задача – предоставить доступ к какому-то ресурсу с максимальной скоростью и минимальной задержкой. Ресурсом обычно выступают web-сайт, база данных или другой сервис. В таком кластере при выходе из строя одного узла работоспособность всего ресурса сохраняется – клиенты сбойного узла переподключаются и получают доступ к ресурсу с другого узла кластера. Очень похожий принцип применяется в «облачных» технологиях: вы не знаете, на каком именно узле будет работать ваше приложение или образ операционной системы, облако само подберёт свободные ресурсы.

Другой вид кластеров – High Productivity. Этот тип похож на предыдущий, но в данном случае все узлы кластера уже работают над одним заданием, разбитым на части. Если какой-то узел отказал, его часть задания отправляется другому; если в кластер добавляются новые узлы, им выделяются не посчитанные ещё части, и общий счёт идёт быстрее. В качестве примеров можно назвать GRID, программы типа Seti@home, Folding@Home. Однако с помощью таких кластеров может быть решён только узкий класс задач. Да и сам кластер для таких задач нередко становится не нужен, можно воспользоваться домашними компьютерами или серверами, связав их через локальную сеть или Интернет.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Похожие книги