Следует подчеркнуть, что подобное декоративное оформление этикеток не было принадлежностью исключительно муромского сундучного промысла – оно встречается на рекламных этикетках заведений, располагавшихся в других губерниях России и торговавших не сундуками, а другим товаром (например, заведение А. Н. Белоусова-Хорева из г. Устюжны, специализировавшегося на торговле хлебными, колониальными и прочими товарами91).
Особого внимания заслуживает рекламная этикетка товарищества Ивана Федоровича Платонова и Ивана Матвеевича Семишина из д. Лохани Арефинской волости. Хозяева использовали привычные декоративные мотивы, однако изображение звездочек выполнено неуверенно. Вероятно, в ту пору оно еще не вошло в арсенал широко распространенных орнаментальных мотивов.
Такие же этикетки (но несколько более простые) использовали после революции артели Муромского уезда. Мастера Полянской сундучной артели указывали на своих этикетках: «Полянская сундучная артель принимает заказы на выработку сундуков всех сортов и размеров и исполняет скоро и аккуратно», «Почтовый адрес: Озябликово Владимирской губ., Полянская сундучная артель». Артельщики «Приокского прогресса» просто указывали название организации и ее адрес.
На некоторых муромских сундуках встречены редкие на настоящий момент типы маркировки. Речь идет о клейме, награвированном на жестяном листе сундука заведения П. Т. Дворянкина, который является, скорее, исключением, чем правилом. Также надо упомянуть о буквенных обозначениях, выполненных в технике тиснения и встречающихся на внутренних крышках сундуков. Примером может служить сундук из коллекции Муромского историко-художественного музея.
В постреволюционную эпоху и далее, вплоть до 1950-х годов, получили распространение обыкновенные чернильные штампы, в которых указывалось название организации, ее адрес, год создания сундука. В качестве примера можно привести изделия артели «Знамя труда». Иногда вместо этикетки просто приклеивался прямоугольный кусок бумаги, на котором были напечатаны название артели, тип и размеры сундука, планы производства, а также стояла печать организации и ниже – подписи ее руководителей.
Как видно из этого краткого обзора, маркировка муромского сундука претерпела со временем значительные изменения: внимание к художественности постепенно уступило место содержательности, т.е. на первый план вышла не красота этикетки как части прикладного искусства, а «технические» сведения о сундуке и организации, выпустившей его. Зависимость от стилевых тенденций времени, которая ранее проявлялась в оформлении клейм и этикеток (что, разумеется, далеко не всегда обеспечивало им статус произведений графического искусства), постепенно исчезла и была заменена исключительно «паспортной» информацией. Упор на количество изделий, имеющий место после 1917 года и зачастую обезличивающий продукцию муромских сундучников, проявился и здесь. «Добрая патриархальность» этикеток и клейм дореволюционного времени, предназначенная для посетителей Нижегородской ярмарки, была вытеснена бездушными ярлыками всеобщего «план-вала».
Роль клейм и этикеток в атрибуции сундучных изделий Мурома представляется несколько ограниченной по сравнению с другими центрами (например, уральским и макарьевским). На них отсутствуют изображения выставочных медалей и прочих элементов, свойственных маркировке сундуков названных центров. По этой причине для атрибуции муромских изделий немалое значение приобретают дополнительные данные, почерпнутые из архивов и краеведческой литературы (например, годы жизни хозяев сундучных «фабрик»).
Несмотря на то, что в некоторых заведениях встречаются разные варианты клейм, проследить их эволюцию, а, тем более, использовать эти изменения как датирующий признак, в настоящее время не представляется возможным. Причина этого – «застылость» форм и орнаментов муромских сундуков в рассматриваемый период. Тем не менее, исследование клейм и этикеток остается крайне важным подспорьем при изучении истории сундучного промысла Муромского уезда.
IV. ИСТОРИИ НЕКОТОРЫХ МАСТЕРСКИХ МУРОМСКОГО УЕЗДА
Материалы о сундучном заведении А. И. Желтикова
История муромского сундучного промысла еще не написана, хотя кое-что для этого уже сделано: освещены некоторые периоды истории производства и рассмотрены основные виды сундуков92. Думается, что одним из самых перспективных направлений работы является исследование конкретных мастерских, в которых делали сундуки. Именно из их историй подобно мозаике складывается общая картина развития промысла.
Изучение сундучных заведений Владимирской губернии имеет три опорные точки: 1. архивные сведения (особенно из Государственного архива Владимирской области — ГАВО), 2. статистическая и краеведческая литература, 3. сохранившиеся произведения (это, пожалуй, главный источник). При работе над настоящим сообщением использовались все три источника. Надо отметить, что сообщение отражает лишь определенный этап работы над темой, в дальнейшем могут быть изменения и дополнения.
Одной из самых известных мастерских Владимирской губернии была мастерская Александра Ивановича Желтикова (Желтихина, Желткова). Специальных исследований о ней на сегодняшний момент не существует (как и о других сундучных заведениях). Опираясь на сведения из статистической литературы, возможно наметить основные вехи истории «торгово-промышленного заведения» Желтикова93. Оно было основано в 1875 году и находилось в деревне Криуши Варежской волости. На 1897 год у Желтикова значилось 8 мастеров, работающих в заведении, и 7 мастеров, работающих вне его. Производилось разных сундуков на 3000 рублей в год, работали 240 дней в году94. В 1903 году годовое производство исчислялось уже 15700 рублями, число наемных мастеров составляло 30 человек (в заведении — 20, «на стороне» — 10)95. В 1912 году те же показатели были сохранены, хотя годовое производство несколько уменьшилось и стало оцениваться в 13000 рублей96. Таким образом, следует отметить стремительный рост заведения на рубеже XIX—XX веков и легкий спад в последующий период.
Заведение А. И. Желтикова было активным участником Нижегородской ярмарки. В 1890—1893 годах он арендовал лавку у С. И. Тулупова по улице Театральная, 1897. В 1914—1915 годах Желтиков также упомянут среди торгующих сундуками на ярмарке, на улице Театральной 22 и 2498. Сведений об участии в каких-либо выставках в настоящее время обнаружить не удалось.
Вероятно, мастерская была семейным предприятием: вместе с хозяином работали сын и брат. В статье «Артель кустарей-сундучников в Муромском уезде», опубликованной во «Владимирской газете» в 1902 году (№20), содержится некоторая информация об условиях работы в мастерской Желтикова. Мастера делали сундуки из материала хозяина в предоставляемых им помещениях, но питание и инструмент приносили с собой. 20 сентября устанавливалась цена «тройки» сундуков на год вперед. Часто оплата производилась продуктами. Из приведенной ниже таблицы и анализа изделий de visu можно сделать вывод, что мастера Желтикова обладали неплохим уровнем культурного развития. Многие из них долгие годы работали в заведении Александра Ивановича, для некоторых работа на него была наследственной.
Мастерская Желтикова, наряду с другими заведениями, продолжала некоторое время существовать после революции. В октябре 1918 года был произведен учет всех работавших в его заведении сундучников, есть сведения о 22 мастерах99. В начале 1919 года ВладГубсовнархоз «принял на учет» изделия и материалы заведения100. В сентябре того же года А. И. Желтиков упоминался среди других сундучников, которым было принято решение повысить оплату за хранение сундуков (их же продукции, формально им уже не принадлежавшей)101. При этом плата Желтикову была меньше лишь весьма крупного сундучного заведения С. В. Рудакова с племянниками, что свидетельствует о значительных масштабах производства. Точная дата окончательного прекращения деятельности мастерской А. И. Желтикова автору неизвестна, вероятнее всего, оно повторило судьбу остальных заведений, постепенно поглощенных артелями.