Русский мир и Тибет. Том 1 - Бровко Владимир Петрович страница 14.

Шрифт
Фон

Ничто так не объединяет нацию, как военные походы на соседей и единая религия.

Не будь Сонгцен Гампо хитрым буддийским бодхисатвой, если бы не убил двух зайцев одним выстрелом.

В промежуток времени между 620 и 635 годами Сонгцен Гампо совершил несколько маленьких и не очень, но действительно победоносных войн, в числе которых были походы в соседнее с Тибетом королевство Непал, откуда вместе с многочисленной данью была привезена принцесса в жены Сонгцену Гампо.

Поскольку буддизм к тому времени уже был доминирующей религией Непала, в комплекте с принцессой к императорскому двору была доставлена огромная статуя Будды (нет, ну а что, в хозяйстве, пригодится).

И тогда понадобилось построить буддийский храм для ее хранения.

Так появился старейший в Тибете буддийский храм и монастырь Джокханг, почитаемый буддистами и по сей день.

С него, собственно, началось постепенное распространение буддизма в Тибете.

Одержав победы в нескольких «маленьких победоносных» Сонгцен решил, что достоин большего и потребовал себе в качестве очередной, пятой жены не абы кого, а принцессу Великой

Поднебесной Империи, где в то время правила династия Тан (618-907 г.г.).

Таким образом, летом 735 года в тогдашнюю столицу Китая Чанъань (между прочим, самый населенный город мира на тот момент) отправляется посольство с предложением, от которого нельзя отказаться.

Не трудно догадаться, в какое место были посланы китайским императором Тайцзуном немытые варвары, спустившиеся с гор с таким нахальным предложением.

Тогда Сонгцен начал действовать и к 638 году покорил кочевые племена, обитавшие между Тибетом и Танским Китаем.

В этом же году он разграбил китайский город Санчоу и разбил наголову посланные китайским императором войска.

Тибетская армия продолжала продвигаться вглубь китайской территории, подбивая встречающиеся кочевые племена на антикитайские восстания.

Трудно сказать, что заставило Сонгцена закончить поход и подписать мир.

Возможно, он зашел слишком далеко от границы и начал испытывать сопротивление китайского населения.

Поскольку Сонгцен был несколько талантлив он предпочел подписать мир, пока преимущество было еще на его стороне.

Итого, в декабре 640 года тибетский министр привез в Чанъань нехилый такой выкуп за невесту, а уже весной 641 года вся Лхаса отплясывала на свадьбе Сонгцена Гампо и китайской принцессы Веньчэнь.

Но тут получилось, как в известной поговорке: «Беда не приходит одна». Почетное место на свадьбе заняла еще одна статуя Будды, для которой также, как и для первой был построен храм и монастырь при нем, названный Рамоче.

(современное состояние монастыря вы уважаемый читатель увидите если прейдете вот по этой



ссылке:https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамоче#/media/Файл: Jowo_in_Ramoche_temple1.jpg или



https://ru.wikipedia.org/wiki/Рамоче#/media/Файл:Ramoche-Tempel_Schuh_2007.JPG)

Между Тибетом и Китаем на долгие годы установились добрососедские отношения.

Так, когда китайский посланник в Северной Индии подвергся нападению, Тибет направил карательный отряд для его спасения.

Дипломатические представительства существовали в столицах обоих государств – Лхасе и Чанъане.

Теперь упомянем немного о внутренней политике Сонгцена Гампо.

Во-первых, законы были кодифицированы, и на территории Тибета впервые действовало единое законодательство

Во-вторых, именно при нем была изобретена тибетская письменность.

Ощущая необходимость в единой религии для сплочения Тибета, он отправил ученого Тхомби-самбхота в Индию, где тот вместе с иностранными грамотеями изобрел тибетский алфавит (стоит отметить, что это отнюдь не иероглифическое письмо, а нормальный такой алфавит из непонятных закорючек в индийском стиле).

В-третьих, в первых монастырях Джокханг и Рамаче ламы начали усердно переводить древние буддийские тексты с санскрита на тибетский язык.

Сонгцен Гампо умер около 650 года, окруженный пятью женами, двумя буддийскими монастырями и оставил потомкам объединенный Тибет, ставший вместе с Китаем гегемоном в Центральной Азии.

Однако самая маята начнется при внуке Сонгцена Гампо – императоре Трисонге Децене, когда Тибет станет самой мощной державой в регионе, захватит китайскую столицу Чанъань, после чего возведет на престол Поднебесной своего ставленника. Его Величество, Император Тибета Сонгцен Гампо

650 год закончился величественной смертью Сонгцена Гампо в порфире, золоте и уважении.

Забыл упомянуть, что, по легенде, он растворился вместе с самыми каноничными женами (китайской и непальской принцессами) в статуе Будды.

Следующие сто лет можно и пропустить, поскольку бодхисатва Ченрезиг ушел в столетнюю Нирвану, а, как известно, без него на Тибете ничего не делается.

Власть спокойно переходила по старшинству представителям династии Ярлунг без каких-либо эксцессов, тибетские императоры продолжали дружить с Китаем (за исключением пары приграничных стычек, но это в порядке вещей), грабить соседние разрозненные кочевые племена: тюрков и уйгуров.

Буддизм в народе особо не прижился и практически не существовал за стенами монастырей Джокханг и Рамоче.

Остальные тибетцы продолжала приносить жертвы бонским божкам, демонам и духам. Идиллия, что тут сказать.

Но Ченрезиг не забывает заветы Учителя и, после своей жизни в теле Сонгцена Гампо, он воплощается в его правнуке Трисонге Децене что-то около 742 года.

Молодой наследник восходит на престол Тибета в те же 13 лет, что и его прадед, то есть в 755 году.

Пользуясь малолетством и неопытностью императора, некоторые не совсем хорошие министры и вельможи из его окружения решают окончательно избавиться от буддизма и вернуть на Тибет исконную религию бон.

Они оскверняют храмы и монастыри, построенные при Сонгцене Гампо, а монахов высылают из страны и вывозят статую Будды из Лхасы в какие-то ебеня.

Специальным указом проведение религиозных церемоний было запрещено, а горные яко любы из народа в общем-то и не против. Однако у буддизма нашлись и верные защитники, оказавшие сопротивление.

Для борьбы с неверными из Индии был приглашен пандит (буддийский богослов) Шантаракшита. Прославленный индийский ученый с серьезным видом принялся за пропаганду тибетцам буддийского учения.

Первым делом он основал близ Лхасы монастырь Самье, открыл курсы йоги и повышения самооценки, пригнал транспорт с книжками по эзотерике 100 шт. которые пустил в широкую продажу.

Однако необразованные крестьяне и пастухи с трудом воспринимали сложную философию Шантаракшиты.

Тогда Трисонгом Деценом было принято решение выписать настоящего специалиста по работе с умственно отсталыми, а по совместительству фокусника – пандита Падмасамбхаву из волшебной страны Уддияны, населённой нагами (полузмеи-полу демоны) и прочей нечистью.

Прибыв на место, Гуру сразу определил, что здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд.

«Все ваши проблемы из-за засилья злых демонов и духов на Тибете» – заявляет авторитетный специалист.

На базе курсов йоги Шантаракшиты в монастыре Самье Падмасамбхаву устроил цирковое шоу, в котором посрамил боннских колдунов и шаманов при помощи буддийских заклинаний в колдовском состязании.

Чары Падмасамбхавы произвели на местных настолько сильное впечатление, что они мигом перешли в буддийскую веру и одарили его титулом Гуру Ринпоче, что в переводе значит "драгоценный учитель".

Буддийское изображение гуру Ринпоче находится тут: http://probud.narod.ru/tibet/shantarakshita.html

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке