Культурные люди - Степанова Елена

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Культурные люди файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Елена Степанова

Культурные люди

Культурные люди

(комедия в пяти действиях)


Действующие лица

Мать, моложавая женщина лет 50, преподаватель культурологии Глафира Порфирьевна

Отец, «молодой» пенсионер Виталий Андреевич

Дочь, студентка лет 20, рослая девушка Акулина

Студенты магистратуры:

Тормоз (Вася Трупунов)

Болтушка (Лиза Восторгова)

Спорщик (Валера Перебейко)

Красавица (Лола Курносова)

Тихоня (Гена Смирнов)

Зубрилка (Света Педантова)


Действие первое

Явление первое

Небольшая двухкомнатная квартира. Позднее утро воскресенья. Отец и Мать в пижамах лежат на диване. Дверь в комнату Дочери закрыта. Оттуда вдруг доносится нечто нечленораздельное.

Отец. Что она сказала?

Мать. Не знаю, не поняла.

Доносится приглушённый крик: «Идите сюда, здесь аук!»

Отец и Мать (хором). Что?!


Явление второе

Дверь резко открывается, выглядывает дочь в пижаме.

Дочь (недовольно). Вас зовёшь-зовёшь…

Родители поднимаются с дивана, идут к ней.

Отец. Ты нас звала, доча?

Мать. Что случилось-то?

Дочь. У меня паук!

Отец и Мать (хором). Паук?!

Мать. Где?

Дочь. В люстре!

Мать. Ужас!

Все проходят в комнату дочери, их не видно, слышны неразборчивые восклицания, стуки, шум падения, крики.

Мать и Дочь ведут под руки Отца, который сильно хромает.

Дочь. Папка, ну зачем ты туда полез?

Мать. Даже слова не сказал, сразу полез.

Отец. Да я хотел…

Дочь. Вот он всегда так: то лежит сутки, то вдруг вскакивает.

Мать. Ноги больные, а туда же.

Отец. Да я хотел…

Усаживают Отца на диван.

Дочь. Ну и зачем ты туда полез?

Мать. Чего ты хотел-то?

Отец. Там же паук.

Дочь и Мать. Ну?

Отец. В люстре.

Дочь и Мать. Ну?

Отец. Ты же кричала, доча, вот я и хотел его того…

Дочь. Чего того?

Мать. Прибить, чего ещё.

Дочь (истерически). Не надо никого прибивать! Паук живой! Я люблю всё живое!

Мать. Нет, не прибить. Просто поймать и…

Отец. И разда-…

Дочь. Что?!

Мать. И раз! В салфеточку. А потом – раз – в окошечко! На улицу! Пусть живёт!

Дочь (улыбается). Пусть.

Все садятся на диван и улыбаются.

Дочь. А как он там будет жить?

Отец. Кто?

Дочь. Паук!

Отец (Матери). Я что-то не понимаю.

Мать. А… Пауку на улице будет хорошо. У него там домик, семья, там хорошо.

Дочь. А тогда зачем?

Отец. Что?

Мать. Что, милая?

Дочь. Зачем он к нам полез? Если у него там домик, семья?

Отец. И правда.

Мать. Ну, доча, он, наверное, ошибся. Подумал, что здесь есть корм, мухи.

Дочь. Мухи…

Отец. Где мухи?

Мать. Ну, у нас точно нет мух, иначе я бы не заснула. Они так жужжат.

Дочь. Мухи…

Убегает в свою комнату.


Явление третье

Отец. Чего это она?

Мать. Да она ещё не проснулась.

Слышен плач.

Господи…

Родители бегут в комнату дочери. Слышны всхлипывания, восклицания и неразборчивые жалобы.


Явление четвёртое

Отец и Мать ведут под руки плачущую Дочь, усаживают на диван.

Мать. Ну кисонька…

Отец. Не плачь.

Мать. Ну что такое?

Отец. Ну не плачь.

Мать. Расскажи нам, моя рыбонька.

Дочь. Я хотела… Я хотела… Я думала… А он уже…

Отец (Матери). Ты что-нибудь понимаешь?

Мать. Что ты хотела, солнышко?

Дочь. Я хотела покормить паука-а!

Мать. Чем?

Дочь. Ма-ма!

Мать. А-а-а… Мухами?

Дочь. Да!

Мать. Но у нас же нет мух.

Дочь. Всё равно! Он уже… (Хнычет.)

Отец. Что уже?

Мать. Уже поймал муху?!

Дочь. Уже умер!

Отец. Гхы-гхы-гхы!

Дочь. Как ты можешь?

Отец. Гхы-гхы-гхы!

Дочь. Ты убийца! Вы все убийцы живой природы!

Отец. Гхы-гхы-гхы!

Мать (тычет его локтем в бок). Перестань!

Отец. Доча, я не в том смысле. Мне его жалко.

Дочь. Ну ладно, прощаю.

Уходит к себе.


Явление пятое

Отец. Господи…

Мать. Да уж… Что выросло, то выросло.

Отец. Почему они такие?

Мать. Они совсем на нас не похожи.

Отец. Вот она сейчас этого паука любит больше отца с матерью.

Мать вздыхает.


Явление шестое

Резко открывается дверь, Дочь выходит.

Дочь. Уберите его!

Отец и Мать (хором). Кого?

Дочь. Паука! Он дохлый! Я не могу на него смотреть!

Отец. Ну не смотри.

Мать. Ладно, сейчас что-нибудь придумаем.

Уходят все в комнату Дочери. Слышен звук передвигаемой мебели, восклицания.

Возвращаются.

Ну вот, пока мать сама на табуретку не встанет, пока плафон не открутит, никто ничего не сделает.

Отец (Дочери). А ты видела, какой он большой?

Дочь. Паук?

Отец. Ну да.

Дочь. Противный такой.

Отец. Да ты же сама говорила, что всё живое любишь.

Дочь уходит, демонстративно хлопнув дверью.


Явление седьмое

Диван сложен, на нём сидит Отец с планшетом. Мать за столом, печатает текст на ноутбуке. Оба одеты по-домашнему.

Отец. Гхы-гхы-гхы…

Мать. Так, что у нас тут получилось? (преподавательским голосом) «Основной смысл любой мифологии – это переход от хаоса к космосу (порядку). Мифическая эпоха первотворения может быть основана на противостоянии своего (человеческого) и чужого (демонического). Таково мифологическое противопоставление якутских богатырей-демонов абаасы и добрых божеств айыы, защищающих людей».

Отец. Гхы-гхы-гхы… Гхы-гхы-гхы…

Мать. Что ты всё смеёшься?

Отец. Да…

Мать. Я не поняла, что ты всё смеёшься?

Отец. Новости читаю.

Мать. Ты мне мешаешь.

Отец вздыхает.

Ты можешь немного послушать? Я тут составляю лекцию для магистрантов, ну, для студентов магистратуры.

Отец. Давай.

Мать. «Мифы породили особый жанр якутского народного творчества – олонхо, который исследователи называли то сказкой, то былиной, то эпической поэмой, то героическим эпосом. Богатыри айыы – титаны мира, демоны абаасы тоже титаничны».

Отец. Как-как?

Мать широко улыбается.

Мать. Смешные названия, правда? Айыы – это у якутов добрые духи, а абаасы – злые. Вот смотри, как пишется.

Отец подходит, смотрит на экран ноутбука.

Вот автор, он сам якут, книжку написал, у него два варианта показано: абаасы и абааhы. Не знаю точно, что за звук, если латинское «ха», ну, английское «эйч». Звук с придыханием, что ли?

Отец. Гортанная смычка, наверное.

Мать. Гортанная смычка?

Отец. Ну да. М-м. Это… (Чешет в затылке.) В русском языке вообще-то не употребляется. Но вот, например, мы можем так сказать в слове «не-а».

Мать. «Не-а». Понятно.

Пробует несколько раз произнести слово «абааhы» с гортанной смычкой, предварительно произнося «не-а». У неё не получается.

Эх, ну ладно, в общем, по-якутски мне не произнести.

Отец. Не-а.

Оба смеются.


Явление восьмое

Входит дочь.

Дочь. Что вы тут веселитесь?

Отец. Да вот…

Мать. Смотри: у якутов добрые демоны назывались айыы…

Дочь. Как?

Мать. Айыы. Две буквы «ы».

Дочь. Айыы! Мне нравится.

Мать. А злые демоны назывались абаасы. Две буквы «а».

Дочь. Абаасы.

Мать. Да, только более правильно писать абааhы.

Дочь. Ну, а смеялись-то почему?

Мать. Да я никак не могла правильно произнести это слово.

Дочь. Ну абаахы. Что такого сложного?

Мать. Эта буква у якутов обозначает гортанную смычку, в русском языке она почти не используется. Ну разве в слове «не-а».

Дочь. Не-а.

Отец. Вот-вот.

Мать. А теперь попробуй эту смычку использовать в якутском слове.

Дочь пытается, ничего не выходит. Теперь смеются все.

Дочь. Интересные у них слова.

Мать. Хочешь почитаю названия, имена всякие?

Дочь. Давай.

Мать. Олонхо «Могучий Эр Соготох».

Дочь. А кто такой олонхо?

Мать. Это якутский героический эпос, примерно как у нас былина.

Дочь. А-а, так это не имя?

Мать. Нет, это такой жанр устного народного творчества.

Дочь. Олонхо. Эр Соготох. Давай ещё.

Мать. А исполнитель олонхо называется олонхосутом. Олонхосут.

Дочь. Олонхосут.

Мать. А вот фамилии олонхосутов какие интересные. Дыгыйар…

Дочь. Дыгыйар.

Мать. Уустарабыс…

Дочь. Уустарабыс.

Мать. Бэдьээлэ.

Дочь. Как?

Мать. Бэдь-ээ-лэ.

Дочь. Э-э-э…

Обе смеются.

Много гласных повторяется. И много Ы, как у чукчей.

Мать. Точно, вот название летнего праздника – Ысыах.

Дочь. Ысыах. Ах, Ысыах! Ах-ах, Ысыах!

Родители улыбаются.

Мать. Хороводный танец называется «осуохай». Заклинателя, исполнителя народных песнопений называют «алгысчыт». Видишь, после «че» пишется «ы».

Дочь. Ничего себе. А как это произносить?

Мать. Значит, «че» твёрдый – ч. Алгысчыт.

Дочь. Язык сломаешь.

Мать. А вот интересно. Послушайте. Это автор-якут написал, Илларионов. «Существует поверье, что дар сказителя олонхо, дар певца передаётся во сне. Народный взгляд на творчество олонхосутов: сказители бедны и несчастны, с хорошим сказителем дьявол вместе поёт. Если случится такое состязание с абааhы (дьяволом), то олонхосут должен стараться долго и вдохновенно петь, закончить сказание раньше его и тотчас воскликнуть: „Я лучше тебя пою, перегнал тебя!” Этим певец избавляется от смерти, а если абааhы „перепоёт”, то сказитель должен умереть (его съест абааhы)».

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке