Культурные люди - Степанова Елена страница 2.

Шрифт
Фон

Дочь. Класс!

Отец. Съест?

Дочь. А как он его съест?

Мать. Об этом не написано.

Дочь. Жаль.

Мать. Наверное, это такое метафорическое выражение. Ну, душу заберёт, как дьявол.

Дочь. А-а-а… Нет, тогда не интересно.

Мать. А ты чего ожидала?

Дочь. Как чего? Что будет описание: с чего начнёт, что оторвёт, как оторвёт, чем оторвёт, в общем, как убьёт. Да, а может, он его ещё живого будет есть? Тогда с чего начнёт?.. (Оживляется.) Я бы начала с ног, чтобы не убежал. Ха-ха-ха!

Отец. Ну доча…

Мать. Насмотрелась всяких поганых ужастиков… А ещё говоришь, что природу любишь.

Дочь (с вызовом). Люблю!

Мать. А человек ведь тоже природа!

Дочь. Нет, человек – враг природы!

Уходит.


Действие второе

Явление первое

Утро понедельника. Дистантное занятие по культурологии в формате конференции для студентов магистратуры второго курса. Участники занятия сидят так, что их лица видны в макетах ноутбуков. Преподавательница (Мать) в костюме и туфлях, с аккуратной причёской, довольно ярким макияжем. Студенты одеты кто как.

Мать. Добрый день.

Студенты (нестройно). Здра-асте, Глафира Порфирьевна.

Мать. Мы продолжаем знакомиться с культурным наследием народа саха.

Тормоз. Я не понял.

Мать. Что вы не поняли, Трупунов?

Тормоз. А вот что вы последнее сказали.

Мать. Я сказала, что мы сегодня продолжаем знакомиться с культурным наследием народа саха.

Тормоз. Вот!

Мать. Что?

Тормоз. Какая-то «дасаха».

Мать. Чем вы слушаете, Трупунов? Это народ саха. Са-ха. Это якуты.

Тормоз (разочарованно). А-а-а…

Болтушка (тараторит). Ой, как хорошо, Глафира Порфирьевна, что мы опять про культурное наследие будем говорить. Это так интересно. Большое вам спасибо.

Мать. Да пока не за что, Восторгова.

Спорщик. А почему, собственно, мы должны изучать культурное наследие якутов, если мы не якуты?

Мать. Мне кажется, Перебейко, мы это уже обсуждали.

Спорщик. Нет, а всё-таки…

Мать. Мы же знакомились с положениями Конвенции ЮНЕСКО, где сказано о важности культурного наследия всех народов. Оно формирует у них чувство самобытности.

Спорщик. Ну вот якуты почувствовали себя самобытными, а нам-то зачем их олонхо?

Мать (холодно). Ваши вопросы, Перебейко, конечно, оживляют наши занятия, но вы отнимаете у меня время, которым я рассчитывала распорядиться иначе…

Спорщик. Извините, Глафира Порфирьевна.

Мать кивает в знак примирения.

Мать. Но чтобы вы не думали, что я не в состоянии ответить на ваш вопрос, я на него всё-таки отвечу.

Спорщик показывает, как ему неловко.

Мы живём в мире, где всё взаимосвязано, где каждый народ связан с другими народами множеством разнообразных связей. (Молчит.) Кажется, я несколько раз повторилась.

Красавица (поправляя волосы). Зато всё понятно.

Тормоз. А я не понял.

Мать. Что на этот раз, Трупунов?

Тормоз. Я не понял, что понятно Курносовой.

Смеются все, кроме Тормоза.

Мать. Трупунов, я и не знала, что вы способны иронизировать.

Смеются все, кроме Тормоза и Красавицы.

Тормоз. Я чего-то не понял.

Мать. Нет, всё-таки не способны.

Смеются все, кроме Тормоза.

Только непонятно, как с такими способностями вы учитесь в магистратуре.

Тихоня смеётся, закрыв рот рукой.

Разрешите мне продолжить. Мы говорили с вами на прошлом занятии, что материальное культурное наследие обращено в основном к прошлому, в то время как нематериальное культурное наследие связано и с прошлым, и с будущим.

Все кивают.

Оно поддерживает культурное разнообразие. Представьте себе мировую культуру как сад. Если в нём будут расти, например, только одни тюльпаны, в этом не будет настоящей красоты, а только искусственное единообразие, выбранное садовником. Говоря метафорически, каждая национальная культура как цветок особого сорта, со своим неповторимым обликом и ароматом.

Болтушка ахает.

Если же сад будет наполнен разными цветами, в нём отразится подлинная, естественная красота и гармония природы.

Болтушка. Как красиво! Глафира Порфирьевна, это так красиво!

Мать. Спасибо.

Спорщик (про себя). Я, кажется, что-то подобное слышал.

Тихоня (тихо). Сериал «Великолепный век».

Спорщик (громким шёпотом). Точно! Старый мудрец и султан! (Тихо смеётся.) Я и не знал, что Глафира смотрит сериалы.

Тихоня. Я тоже не знал…

Спорщик. Так и ты тоже смотрел?

Тихоня. Мне только этот старик и понравился.

Мать. Для того чтобы сохранить культурную сокровищницу человечества, мы должны изучать разные национальные культуры, особенно те достижения в области фольклора, ремёсел, народного зодчества, которые уже признаны ЮНЕСКО в качестве культурного наследия. Надеюсь, это понятно?

Все кивают.

Вы знаете, в каком мире мы живём. Глобализация разрушила и продолжает разрушать социокультурные миры. Национальные сообщества трансформируются, языки вымирают, традиционные культуры исчезают. Это необратимые изменения. Мировая культура и так слишком многое потеряла, чтобы терять то, что осталось.

Тормоз. Я не понял.

Мать. На кого вы учитесь, ангел мой?

Тормоз. На этого, культуролога.

Мать. Культуролог как раз и занимается изучением культурного наследия, чтобы сохранить его и передать следующим поколениям.

Тормоз. Но вы, Глафира Порфирьевна, говорили что-то про потери.

Мать. Боже, дай мне терпения… Да, Трупунов, я говорила о культурных потерях, которые нельзя допускать. Представьте, что вы работаете в культурной полиции. Нет, не так. В полиции культуры.

Тормоз. Круто!

Все смеются.

Это что, памятники охранять?

Мать. В общем смысле да. Вот олонхо – памятник якутского устного народного творчества. Его тоже нужно охранять. От всяких Перебейко.

Спорщик. Ну зачем вы так, Глафира Порфирьевна? Я всё понял.

Мать. Я рада, что вы хоть чем-то отличаетесь от Трупунова.

Все смеются, кроме Тормоза.

Тормоз. А оружие мне полагается?

Мать. Что?

Тормоз. Ну, если я из культурной полиции, мне же оружие должны выдать.

Все громко смеются.

Мать (улыбаясь). Какое же оружие вы хотите?

Тормоз. Ну, лазерный меч какой-нибудь.

Все громко смеются.

Мать. И что вы будете им делать?

Некоторые от смеха уже лежат на ноутбуках.

Спорщик. Нет-нет, не давайте ему меч! Я ещё жить хочу!

Общий гогот.

Мать. Какое весёлое у нас занятие…

Все радостно кивают.

Самое смешное в нём то, что оно подходит к концу, а тема осталась нераскрытой. Я, знаете ли, готовилась к этому занятию, читала труды, источники, делала сравнительный анализ и надеялась удивить вас некоторыми фактами. Однако вы выбрали иной путь. Я бы сказала, путь культурных потерь… Что ж, это ваше право.

Молчание.

Чтобы восполнить культурную лакуну…

Тормоз. Я не понял.

Мать молчит, борясь с желанием отругать студента.

Я не понял вот это последнее слово.

Мать. Лакуна?

Тормоз. Ага.

Мать. В данном случае это пустота, отсутствие…

Спорщик выразительно стучит по виску.

Раз занятие как таковое не состоялось, раз я не донесла до вас нужные знания, у вас образовалась культурная пустота, лакуна. Её нужно восполнить. И вы, мои дорогие, сделаете это самостоятельно.

Все хмурятся, кроме Зубрилки.

Каждый из вас к следующему занятию подготовит сообщение на три минуты по теме «Опыт Якутии в сохранении нематериального культурного наследия» или по теме «Особенности якутской мифологии».

Спорщик. Ну…

Болтушка. А что вы мне посоветуете взять, Глафира Порфирьевна?

Мать. Хм. Ну что ж, записывайте. «Знаменитые олонхосуты: традиции и новаторство».

Болтушка. Ой, как красиво! Сейчас запишу. (Записывает.)

Спорщик. А можно узнать, почему вы Восторговой дали такую тему?

Мать. Да потому, что олонхосут должен уметь рассказывать своё олонхо очень долго, например трое суток подряд!

Все смеются, кроме Болтушки.

Зубрилка. Глафира Порфирьевна, а если сообщение получится чуть длиннее, чем вы сказали?

Мать. Насколько длиннее? Вы, Педантова, хотите выступить в роли олонхосута?

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке