Доступно о вечном - Сергей Михайлович Сажин

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Доступно о вечном файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Доступно о вечном

© Сажин С. М., составление, 2020

© Сибирская Благозвонница, оформление, 2020

От автора

Книга «Доступно о вечном» представляет собой сборник цитат из Священного Писания, изречений отцов Церкви и известных людей, притч, поучительных и добрых историй, касающихся основных вопросов православного вероучения и нравственности. Вошедшие в сборник материалы я неоднократно использовал на уроках в воскресной школе, что помогало делать занятия разнообразными и интересными, а сложные предметы вероучения более доступными для понимания.

Каждую рубрику предваряют слова автора-составителя (выделены другим шрифтом). В скобках под приводимым текстом указывается источник, из которого текст взят, а в списке библиографии можно посмотреть его полные выходные данные. Значительное место отведено святоотеческому взгляду на рассматриваемые вопросы. Для удобства читателей ссылки на творения святых отцов даются без указания конкретного издания – только название сочинения, том, глава, параграф и т. д. Такое описание позволит легко найти цитируемый фрагмент в любом издании или интернете.

Надеюсь, что книга заинтересует читателей и принесет им духовную пользу.

Тайна Святой Троицы

Главный догмат Православной Церкви, краеугольный камень ее учения о Боге – догмат о Святой Троице. Мы исповедуем Бога, единого по Существу и троичного в Лицах – Отца, Сына и Святого Духа, Троицу Единосущную и нераздельную. Тайна Святой Троицы недоступна нашему сознанию, и эта тайна превышает возможности не только человеческого, но и ангельского разума.

Для того чтобы помочь нам приблизиться к пониманию сей великой тайны, святые отцы приводили различные примеры из окружающего мира. Все эти аналогии носят относительный характер и не могут в силу своей ограниченности раскрыть в полной мере учение Церкви о Святой Троице, однако дают возможность верующим хотя бы прикоснуться к ее пониманию.

Идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13:13).

Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин. 5:7).

Свт. Григорий Богослов: Мы Отца превозносим, Сына почитаем равным Ему и Духа

Святаго спрославляем… (Свт. Григорий

Богослов. Слово о догмате Святой Троицы).

Свт. Григорий Богослов: Не уничижай Божества, не предпочитай Одного, унижая Другого. Одно есть естество неизмеримое, несозданное, безлетное, благое, свободное и равночестное. Един есть Бог в трех Озарениях, управляющий миром (Свт. Григорий Богослов. Песнопения догматические. Слово 3. О Святом Духе).

Свт. Григорий Нисский: Церковный догмат провозглашает, что во Отце и Сыне и Святом Духе – одна сила, одна благость, одна сущность, одна слава, таково же и все прочее, исключая разность Ипостасей (Свт. Григорий Нисский. Опровержение Евномия. II, 14).

Прп. Максим Исповедник: Сила ума нашего по естеству способна к познанию телесных и бестелесных существ, о Святой же Троице ведение приемлет она по единой благодати, веруя только, что Она есть, но не дерзая пытать, что Она есть по естеству… (Добротолюбие. Т. 3. Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия. Глава 142).

Блаженный Августин Иппонский, согласно церковному преданию, как-то прогуливаясь вечером вдоль берега моря и размышляя о тайне Святой Троицы, увидел мальчика, черпавшего маленькой ложечкой воду из моря и выливавшего ее в вырытую ямку.

– Что ты делаешь? – спросил его в недоумении блаженный Августин.

– Хочу вычерпать море и поместить его в этой ямке.

– Но ведь это невозможно! – сказал Августин.

– Да, невозможно, – ответил ему мальчик. – Но скорее я вычерпаю ложкой море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом сможешь понять тайну Святой Троицы (Мокиевский А., прот. Большая книга притч. С. 86).

Когда языческие мудрецы спросили святого Константина Философа, зачем христиане разделяют Единого Бога на три, тот ответил им: «Не говорите напраслины – Отец, Сын и Дух Святой – не три Бога, а три лица единого Божества. Посмотрите на солнце, в нем три особенности: круг, сияние и теплота, и теперь сравните это с Пресвятой Троицей. Солнечный круг есть подобие Бога Отца, ибо как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог безначален и бесконечен; и как от солнечного круга исходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Сияние есть подобие Бога Сына, рожденного от Отца и просветившего весь мир Евангелием. А теплота есть подобие Духа Святого, Который предвечно исходит от Отца. Итак, рассмотрите солнце – и познаете Пресвятую Троицу. Солнце состоит из трех составляющих, но разделяются ли они на три солнца?

Так и Пресвятая Троица хотя и имеет три лица, однако не разделяется на три Бога» (По житию Константина Философа).

Святой Спиридон Тримифунтский на I Вселенском Соборе 325 года в Никее, созванном против лжеучения Ария, для того, чтобы наглядно показать его приверженцам доказательство единства Святой Троицы, взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а кирпич один, – сказал тогда святитель Спиридон, – так и в Святой Троице – Три Лица, а Божество Едино» (По житию св. Спиридона Тримифунтского).

Святой Патрик Ирландский (V век), проповедуя тайну Святой Троицы во время языческого ритуала в Таре, взял в руки трехлистный клевер и, указывая на него, произнес: «Так же как три листа могут расти из одного стебля, так и Бог может быть един в трех лицах» (По житию св. Патрика Ирландского).

Се, стою у двери и стучу

(Откр. 3:20)

В книге Откровения апостола Иоанна Богослова Господь говорит, что Он стучит в двери сердца каждого из нас и ждет, когда мы впустим Его к себе (см. Откр. 3:20). Надо лишь захотеть услышать этот стук сквозь житейский шум и увидеть Бога в Его проявлениях в мире, наполненном Божественной благодатью, величием и славой.

Бог непрестанно взывает к нам через наш разум, через нашу совесть, через людей, живущих рядом с нами, и через те события, которые происходят с нами. Голос Божий мы слышим в книгах Священного Писания, мы видим Его премудрость в красоте и величии сотворенного Им мира. Мы ощущаем любовь и заботу Божию о нас в каждом мгновении этой суетной жизни, так сильно нуждающейся в мире и гармонии.

Чтобы узреть Бога и познать Его, необходимо очистить свое сердце от греха и порока, освободить ум от ошибочных представлений о Нем.

Человек как высшее творение Божие призван к обожению, то есть он должен стремиться уподобиться своему Творцу, а не «очеловечивать» Его, низводя Господа до своих представлений о Нем как о строгом Судии, карающем за малейшую провинность.

Для большинства современных людей Бог просто свод устаревших нравственных правил, мешающих своей строгостью и угрозой вечных мучений получать сиюминутное удовольствие от жизни. Такие ложные суждения, свойственные поврежденному грехом человеческому разуму, мешают увидеть в Боге не палача и карателя, а Любовь.

Однажды, когда пророк Илия ночевал в пещере горы Хорива, он услышал голос Божий, взывающий к нему: «Илия! Выйди и стань на горе пред лицем Господним». Илия сделал так, как велел ему Бог. И вот подул большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа. Потом произошло землетрясение, но в землетрясении также не было Господа. Потом появился огонь, но и в огне не было Господа. После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь (см. 3 Цар. 19:11–12).

Шрифт
Фон
Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке

Отзывы о книге