При анализе уральских шкатулок необходимо их сравнение со шкатулками Великого Устюга. Как известно, традиции северного сундучного дела оказали немалое влияние на зарождение и развитие уральского производства сундуков и шкатулок (которое, в свою очередь, сыграло важную роль в истории других центров, например, вятского и макарьевского). На основе компаративного метода возможно четче выявить художественные особенности изделий.
В качестве примера устюжских шкатулок, которые во множестве встречаются в музейных собраниях и на интернет-аукционах, можно привести вещь из собрания Вожегодского районного краеведческого музея (пос. Вожега, Вологодская область)102. Это шкатулка прямоугольной формы со слегка покатой крышкой. Поверхности изделия обиты листами «мороженой» жести янтарного цвета. Тонкие жестяные полосы, которыми прикреплены листы с «морозом», образуют квадраты. В углах крышки – прямоугольные пластины с прорезным растительным орнаментом. Сверху – фигурная металлическая ручка. На передней стенке шкатулки прикреплена пластина сложной (типично великоустюжской) формы. В целом вещь представляет характерное изделие мастеров Великого Устюга. Отработанность технических и художественных приемов свидетельствует о длительности истории местного промысла. Мастера использовали характерные, ставшие со временем стандартными, сочетания цветов жести и материалов. Северным вещам чужды пестрота и некоторая техническая упрощенность уральских. Устюжские ремесленники никогда не стремились к максимальной «украшенности» своей продукции, не обращались к многочисленным декоративным материалам (порой плохо сочетающимся друг с другом). Пропорции уральских и северных шкатулок также в подавляющем числе случаев отличались.
Таким образом, шкатулки-«лежаночки» по качеству и количеству образуют самостоятельную, компактную группу изделий на фоне остальной продукции уральских сундучников. Вещи имеют стандартные формы, конструкцию и размеры, разнообразно декорированы. Мастера стремились к возможно большей яркости, пышности художественного решения, иногда граничащего с излишней пестротой. Вероятнее всего, такие шкатулки делали во всех крупных сундучных заведениях Невьянска и Нижнего Тагила. Производство этого типа сундучных изделий ограничивается хронологическими рамками: II половина XIX – I четверть XX века.
Из истории русского сундучного производства XVI – XVII веков (по материалам описей имущества знатных лиц и монастырских описей)
В государственных и частных музеях России хранятся сундучные изделия, как правило, XVIII – XX веков. Более ранние предметы встречаются значительно реже, при этом речь может идти только о XVI – XVII столетиях. Тем бóльшую ценность приобретают письменные источники этого времени, в которых есть упоминания о сундучных изделиях: сундуках, ларцах, коробьях, шкатулках, баулах и прочих. В настоящей работе привлекаются описи имущества знатных людей и монастырские описи. Необходимо учесть, что они характеризуют лишь боярский и монастырский быт103.
Описи имущества частных лиц и монастырские описи ранее широко привлекались историками как ценные документы по истории ремесла, хозяйства, монастырской культуры, торговли. Не менее плодотворно они изучались филологами. Однако описи никогда не использовались как источники по истории русского сундучного производства.
Цель настоящей статьи – выявление некоторых аспектов русского сундучного дела XVI – XVII веков, а также характеристика описей имущества бояр и монастырских описей как источников по его истории в названный период. При работе привлекались только опубликованные документы.
Описи боярского имущества
В 1887 году в ЧОИДР (Чтения в Обществе истории и древностей российских) была опубликована «Роспись всяким вещам, деньгам и запасам, что осталось по смерти Большого боярина Никиты Ивановича Романова и дачи по нем на помин души»104. Никита Иванович Романов (1607 – 1654) – двоюродный брат царя Михаила Федоровича Романова. Боярин отличался пристрастием ко всему иноземному. Кроме того, он считается одним из самых богатых людей своего времени. Среди его имущества упомянуты: «шкатула дерево черное гебан врезываны раковины в шкатуле ящики выдвижные (вверхъ)», «шкатулка дубовая ящики выдвижные», «коробья лубяная с каменными судами и шанданами», «шкатула с цынбалы и с часами писаная», «сундук велик окован железом, а в нем 11 коробей с деньгами» («коробьи окованые»), «сундук дубовый невелик окован местами», «в кипарисном сундуке платья», «… в коробочке осиновой окованой фунт шелков разных цветов», «сундук нарезан по черни раковинами прибиваны медными гвоздиками, а у сундука два замка и с петли да две скобы и наугольники медные золочены, а в сундуке внутри наведено чернью, а в кровле по черни написаны травы да две птицы, на сундуке лагалище сукно байковое красное»105. Далее упоминаются другие сундуки: «сундук липовый окован железом», «сундук литовский», «сундук деревянный обит кожей», «сундук белый липовый», «сундук окован железом сосновый», «сундук немецкого дела дубовый резной», «сундук немецкий дубовый зеленый окован белым железом, кровля двойная», и, наконец, «сундук немецкого дела, кровля двойная, липовый, обит кожей»106.
После этого списка целесообразно представить несколько замечаний. В имуществе боярина Никиты Ивановича Романова находилось огромное количество сундуков (выше были указаны далеко не все). Они отличались как по материалу, из которого были изготовлены (сосна, луб, липа, осина, дуб, эбонит, кипарис), так и по размерам, конструкции, декоративному оформлению (расписные, окованные железом, обитые кожей, окрашенные, резные). Кроме того, были предметы как явно русского происхождения, так и иностранного. Они описаны достаточно подробно.
В следующей описи речь идет об имуществе боярина Артамона Сергеевича Матвеева (1625 – 1682). Она была опубликована также в ЧОИДР в 1900 году107. Артамон Матвеев – крупный государственный деятель. Помимо прочего, он основал типографию при Посольском приказе, собрал великолепную личную библиотеку и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. Как и боярин Романов, он ценил западную культуру. Кроме расписных «шафов», среди его имущества значились: «в липовом сундуке: одежда и военное снаряжение», «шкатула немецкая дубовая черная, окована железом полуженым белым гладким с замком», «шкатула обита кожею красною, по коже золочено сусальным золотом, местами замок и пробои и ухватцы золочены, а в нем подбито… бархатом червчатым…», «шкатулочка писаная с травочки», «две шкатулы погребцовые немецкие, оболочены кожею красною, обиты железом белым листовым, гвоздья медные и вороненые с замками», «шкатула немецкая дубовая, с лица писана краскою зеленою, окована местами железом белым кованым с замком», «шкатуна немецкая писаная, обита железом кованым белым, на углах и посредине репьи резаны по железу с замком и с скобою верхнею», «шкатуна Колмогорская зеленая, обита железом кованым прорезным полуженым с замком и с ухватами», «шкатуна круглая о шти углах, оболочена сафьяном красным на ножках на позолоченных и с захваты, по коже писаны золотом сусальным местами с замком, замок и скобы и петли позолочены, а в нем на верху и меж мест подбито бархатом зеленым с плетешком серебряным», «погребчик маленькой оболочен бархатом красным червчатым, голунчик золотной, замок и скопки золочены»108. Также заслуживают упоминания «ларчик поволочен атласом белым, а по атласу шиты травы розными шолками и золотом, высоким швом, звёздки» и «ларчишко окован жестью белою»109.