Время возникновение промысла можно отнести ко времени основания заводов, то есть к I половине XVIII столетия. По словам П. Н. Зверева, «невьянский сундук уже не был оригинальным произведением одного мастера, а нескольких лиц…, форма и разновидности сундуков… установилась не сразу, а прошли длинный ряд изменений и усовершенствований, сообразно вкусу потребителей, их национальности и смышлености мастеров»178.
Необходимо указать на то, что промысел был тесно связан с другими художественными явлениями, развивавшимися в то время на Урале, в частности, с производством медных изделий. Однако «дело» сундуков, в отличие от последнего, никогда не относилось к числу заводских операций. Поэтому оно не так «осязаемо» в производственной документации XVIII века. Это было дополнительным занятием уральцев. В тот период существовали мелкие домашние мастерские, в которых производились все виды работ по созданию сундуков. Их продукция была ориентирована по большей части на местный рынок. Время крупных сундучных заведений и влиятельных фабрикантов было еще впереди. Значительного разделения труда и найма большого числа работников еще не существовало. Но путь развития сундучного промысла был именно в этом увеличении числа крупных мастерских с развитой специализацией и попытками внедрения различных механизмов.
В I половине XIX столетия тесные связи сундучного производства с другими промыслами еще более окрепли. Особенно это касается тагильской лаковой росписи на предметах быта. В тот период существовали не только собственно сундучные мастерские, но и «фабрики», где расписывали наряду с подносами сундуки и шкатулки. Известны заведения Ивана Малоземова, Михаила Фирсова, Дениса Сизова, Арефия Ушкова и других. Их имена встречаются среди торгующих на Макарьевской ярмарке на протяжении нескольких десятилетий XIX века179. При этом существовал строгий контроль над производством сундуков. В 1802 году Н.Н.Демидов писал: «На заводских жителей Калистрата Перезолова и Семена Чеусова с товарищи – всего шесть человек – наложить взыскание денежного штрафа за дело и отправление на мануфактурную ярманку недозволенных сундуков». Подобные сведения встречаются в 1806 году в документации Черноисточинского завода180.
В ту пору расписные сундуки отправлялись (в числе другой продукции) на мануфактурные выставки, например, в 1837 году в Пермь. Большинство лакировальных заведений существовало уже длительный период времени. Известно, что в 1857 году в Нижнем Тагиле было 6 сундучных мастерских, где работало 32 человека. В 1856 году на Ирбитскую ярмарку привезено лакированных подносов и сундуков на сумму 31400 рублей, продано – на 25400 рублей181. В 1864 году эти цифры уже значительно возросли: было привезено «сундуков разных сортов и подносов» на 100 тысяч рублей, а продано на 75 тысяч182. Также много сундуков отправлялось «к Кресту» (на Крестовскую ярмарку)183.
Многое изменилось в промысле после отмены крепостного права. Ко II половине XIX века он вырос в одно из самых заметных явлений культурной жизни Урала, по словам Е. И. Красноперова, «лучшее украшение кустарной промышленности нашего края». В производстве сундуков уже существовали узкая специализация и разделение труда. В крупных мастерских происходило окрашивание ящиков и сборка поступающих из мелких заведений деталей в одно целое. Центральные мастерские были не только местом окончательной сборки изделий и отправки их на широкий рынок, но и распределителями материалов между мелкими кустарями. Последние делали деревянные ящики и крышки, гвозди, петли, скобы, накладки, замки. Кроме того, они производили лужение, мцарирование («морозку»), чеканку, шлифовку железа и печатание на нем различных рисунков. Производством деревянных ящиков для сундуков славились кустари Петрокаменского завода, Краснопольской волости Верхотурского уезда и д. Фотеево (недалеко от Нижнего Тагила), замков – быньговские мастера. Уже с XVIII столетия они делали замки со звоном для невьянских сундучников. Известно также, что мастера Черноисточинского завода еше во II десятилетии XIX века делали деревянные детали для сундуков и поставляли их на рынок в Невьянске.
В конце XIX столетия сундучный промысел был развит не только в Невьянском и Нижнетагильском заводах и селениях близ них, но и в других заводах и уездах Урала. В литературе встречаются упоминания о мастерах Режевского, Березовского, Верхнесалдинского и Шарташского заводов. Сундучники также жили в Бымовской и Ошьинской волостях Осинского уезда, Кленовской волости Оханского. Есть указания на существование сундучного промысла в нескольких волостях Уфимской губернии184.
Большое развитие промысел получил в Кунгурском уезде, особенно в Троельжанской и Рождественской волостях. Он зародился в середине XIX века, технология была заимствована у невьянских и тагильских сундучников. Основателем сундучного промысла считается крестьянин д. Синициной Д. И. Калинин. Местные мастера делали сундуки трех размеров, длиной от 70 до 110 см. Ящики покупались чаще в Бымовском заводе (Осинский уезд) и д. Романовка (Старо-Бершетская волость Пермского уезда). Делались два вида сундуков: расписные и обитые железными полосами и «уборные», т.е. обитые «мороженым» железом, с отпечатанными на нем рисунками. Последние делались только на заказ. В росписи преобладала холодная гамма синих, голубых и зеленых тонов, дополненная желтым185. Эти цвета характерны для кунгурской росписи. Всего производилось около 1500 сундуков в год, они сбывались на сельских ярмарках Осинского, Кунгурского и Пермского уездов186.
На 1915 год в сундучном промысле Троельжанской волости существовало 12 заведений, в которых работало 26 мастеров, 5 подмастерьев и 2 ученика. Сложилась следующая ситуация: подавляющее число работников – мужчины от 21 до 45 лет, работали как члены семьи, так и наемные мастера (формы найма преобладали сдельные и помесячные), продолжительность рабочего времени – около 112 дней, для всех хозяев заведений сундучный промысел был подсобным занятием, продукция сбывалась как «на вольную продажу», так и скупщикам, материалы использовались свои. Троельжанская волость в это время была главным и единственным центром сундучного промысла в Кунгурском уезде187.
В городе Соликамске на рубеже XIX – XX веков была известна крупная сундучная фабрика Николая Егоровича Печерцева, он также торговал мануфактурными, галантерейными, скобяными и москательными товарами. За высокое качество продукции Н. Е. Печерцев получил большую золотую и малую серебряную медали188.
Согласно сведениям из Памятной книжки и адрес-календаря Пермской губернии на 1892 год, основные центры уральского сундучного промысла находились в Верхотурском и Екатеринбургском уездах, где существовало 18 и 9 заведений соответственно, в Кунгурском уезде – 5 мастерских189.
После революции в истории сундучного промысла начался новый период. Он связан с деятельностью артелей и фабрик. Например, в селе Петрокаменском в начале 1927 года группа кустарей-одиночек объединилась в артель по производству сундуков под названием «Кустарь». Позже в селе образовалось еще две артели – «Красный Урал» и «Кооператор». В 1929 году «Кустарь» и «Красный Урал» объединились в одну артель – «Заря». Последняя позже станет базой для создания местной мебельной фабрики190.