Также известно об артели «Работник», организованной братьями Гробовыми в 1921 году в селе Мурзинском {находится на восточном склоне Уральских гор, приблизительно в 80 километрах от Нижнего Тагила – Г.П.}. Мастера изготовляли поначалу «голье», затем перешли к производству кованых сундуков. После Великой Отечественной войны артель, ставшая к тому времени Мурзинской мебельной фабрикой, вошла в Петрокаменскую фабрику на правах цеха.
Следует также упомянуть о сундуках, относительно недавно изготовлявшихся в Ирбите. Это изделия больших размеров, с покатой крышкой. Их лицевая сторона и крышка украшались с помощью трафарета растительным орнаментом – изображениями листьев и винограда. Края сундуков и боковые стороны укреплялись железными полосами. Задняя стенка просто окрашивалась. Преобладающими цветами были красный и зеленый. Ныне такие изделия часто можно встретить на антикварном рынке.
* * *
В организации сундучного промысла не было ничего необычного. В год мастерские обычно работали (во II половине XIX века) 210—215 дней. Праздники соблюдались строго. Продолжительность рабочего дня в среднем была 14 часов. Начинали работать в пять утра и заканчивали в семь вечера. Но перед ярмарками (сундуки отвозились на многие ярмарки, но лучшей для сундучников считалась Троицкая) продолжительность рабочего дня увеличивалась до 16 часов и более. В конце XIX – начале XX века в промысле получила развитие т.н. truck-system. Детальщики получали плату от хозяев сундучных мастерских продукцией, материалами и другими товарами. Это объяснялось проблемой со сбытом сундуков на ярмарках и падением цен на них.
Обучение в промысле происходило путем отдачи мальчиков мастеру в ученики, без каких-либо формальностей. За учебу платы не полагалось, наоборот, мастер назначал ученику вознаграждение по своему усмотрению. Во всех детальных мастерских возраст поступления в ученики (и срок обучения) был разным, 14 лет надо признать средним по всему сундучному промыслу. Обучали по принципу подражания. Мастера старались как можно дольше держать учеников на простых работах, так как это резко увеличивало производительность мастерской.
Сундучная мастерская представляла собой большое одноэтажное деревянное здание с несколькими окнами. Внутри – большая русская печь. Во всю длину оконных стен – лавки. В простенках между окнами и на глухих стенах были устроены полки, где расставлялись инструменты, различные жестяные листы и полоски железа. Кроме того, каждому сундучнику были необходимы один или несколько амбаров для хранения готовой продукции и различных деталей (замков, листов с печатными узорами и т.д.)
Кустари, работавшие в промысле, владели широким спектром технологических приемов, от простейших до весьма сложных. Ящики для сундуков делались по большей части из соснового леса. Для их изготовления требовались: топор, две пилы, большая и малая, фуганок, два рубанка, закройник, шпунт, коловрат, жамок, молоток и верстак. Пилами распиливали тесины на доски необходимой величины. Это делали не ящичники, а пильщики – специальные люди, переходившие из одного дома в другой для распиливания дерева. Высушенные доски склеивали по две-три (при этом использовался жамок – выдолбленный в середине деревянный брусок – для зажима), вновь сушили. Фуганком стругали дерево вчерне, рубанком отделывали начисто. Закройником (узкий струг) делались выемки по краям досок перед сколачиванием их. Доски сколачивали так, чтоб выступ на крае одной приходился в выемку другой. Они соединялись деревянными гвоздями, предварительно смазанными клеем (коловратом просверливались отверстия, в которые вбивались деревянные гвозди). Когда были готовы стенки ящика, прикреплялись дно и верхняя часть крышки. Шпунтом (стругом с деревянными винтами, двигающимися через коробку) намечали на боках ящика место, где должны были быть отрезаны края крышки. Она потом отпиливалась. Все названные операции над ящиком производились мастерами на верстаке (кроме сколачивания). Ящики продавались «местами», поштучно, парами. «Место» – несколько ящиков, вложенных один в другой.
Другие мастера делали петли к сундукам. Ими крышка прикреплялась к ящику. Инструментов у петельщиков было немного: ножницы для вырезания из железа петель, молоток, «прошибен» (или «бродок» – металлический гвоздь для проделывания отверстий в железе), зубило, небольшая наковальня, вбитая в деревянный чурбан, насека, вбитая в тот же чурбан, для надрезания железной проволоки. Иногда вместо зубила использовалась пробивная машинка. Принцип производства петель состоял в соединении двух приготовленных заранее (выкроенных из железа) полосок проволокой. Петли бывали трех видов: «хвостовые» (для маленьких сундуков), «прямые» (для средних по размерам изделий) и «вводные» (для больших сундуков).
Производство замков к сундукам также осуществлялось в отдельных мастерских. Особенно много замочных мастерских находилось в Быньгах. Инструменты замочников были как кузнечные (молотки, наковальни, клещи), так и слесарные (пилы, тиски, ножницы и т.д.). Замки и ключи делались из стали и различных сортов железа. Производство заключалось в ковке отдельных частей, отделке их, составлении из деталей целого замка. Особого мастерства требовало изготовление пружины и завод замка, так как при малейшей неосторожности пружина лопалась. Замки отличались только размерами: для маленьких сундуков – маленькие замки, для больших – большие.
Отдельной частью сундучного промысла было производство гвоздей. Их делали в специальной машине. Поэтому инструментами гвоздаря являются по большей части те, что служат для починки машины. Также важны большие металлические ножницы для резания железа. Сундучные гвозди делаются из железных обрезков. Мастер нарезал большое количество полосок ножницами и далее использовал машину.
По справедливым словам П. Н. Зверева, названные производства хоть и были важны для сундучного промысла, но не могли его достаточно характеризовать, так как продукция мастеров могла использоваться и для других нужд191. В отличие от них, нижеследующие отрасли сундучного промысла уже являются неотъемлемыми его частями.
Первая из них – печатание узоров на железе. Лист черного легковесного железа намазывался олифой (использовалась щетинная кисть), затем сушился в печи, чуть позднее измененным составом олифы на нем печатались различные рисунки (поначалу для этого использовали бумажные трафареты, постепенно сундучники начали отдавать предпочтение кускам березовой пробки с вырезанными на ней узорами, еще позднее печатальщики придумали пробочный каток, который просто прокатывался рукой по поверхности листа), вновь сушили, потом натирали киноварью, покрывали олифой и снова ставили в горячую печь. Главным в ремесле печатальщика было сварить хорошую олифу, так как от ее качества зависел результат всей работы. Надо отметить, что печатание узоров на листах относилось к самым вредным для здоровья производствам (наряду с нижеследующими).
Сундуки украшались не только печатными рисунками, но и листами прочеканенного железа. Инструментами чеканщика были чеканы разного профиля, молоток, деревянная доска, покрытая слоем смеси из смолы и песка (к ней прибивался железный лист). Работа производилась в домашних условиях. Рисунок переводился с бумажного листа на жестяной (через отверстия, по которым проводили мешочком с толченым мелом). Лист жести с рисунком прибивали к доске со смолой и песком, замораживали этот состав. После чеканки лист снимали. Техника чеканки мало изменялась со временем.