Работа Т. И. Шубиной, вышедшая в свет в 2010 году, посвящена обзору коллекции сундуков из собрания Невьянского государственного историко-архитектурного музея10. Точнее сказать, так заявлено в названии статьи. Автор увлекся рассказом об истории сундука как вида мебели и описанием истории невьянского промысла. Непосредственно музейной коллекции посвящено лишь полстраницы и сухие каталожные описания. Отсутствуют анализ собрания, рассказ об его особенностях и особо ценных предметах и т. д. Тем не менее, статья Т. И. Шубиной имеет важное значение. Она ценна как справочник по одной из коллекций сундуков. Это становится особенно очевидным при учете уже упоминавшейся бедности литературы по истории уральского промысла.
К области краеведения относится ее же статья, посвященная истории создания невьянской мебельной фабрики11. Последняя возникла на основе слияния двух артелей: «Транспортник» и «Сундучник». Автор подробно рассмотрела экономическое состояние и производственные показатели этих артелей на момент образования из них мебельной фабрики. Для темы настоящей монографии важное значение имеют сведения Т. И. Шубиной, приводимые касательно артели «Сундучник»: фамилии членов, адрес организации, количество выпущенной продукции и т. д. Однако непосредственно о сундуках, их внешнем виде, особенностях художественного оформления сведений в рассматриваемой статье нет. Очевидно, это и не входило в задачи автора.
В некотором смысле продолжением этих публикаций является работа О. Б. Горбуновой, вышедшая в свет в 2015 году12. Она посвящена сундучной фурнитуре и инструментам, служившим для производства невьянских сундуков и шкатулок. В настоящее время эта коллекция состоит из 712 единиц, инструментов – 187. Автор последовательно рассмотрела музейные предметы, описала историю поступления, уточнила атрибуцию многих из них. Некоторые фамилии мастеров-сундучников, названные О. Б. Горбуновой в этой статье, впервые упоминаются в научной литературе.
Следует упомянуть статью В. М. Мешковой, написанной в соавторстве с А. Л. Кодрицки13. Работа имеет генеалогический характер, но вносит заметный вклад и в уральское краеведение. В ней подробно освящена история нескольких поколений невьянского купеческого рода Селянкиных, известных сундучных «фабрикантов». Хронология работы охватывает значительный период времени – с XVIII века до наших дней. Обширно привлечены воспоминания потомков, что придает статье значение достоверного исторического документа. Ряд бытовых подробностей связан с малоизвестными страницами сундучного промысла, эти сведения проясняют те или иные его аспекты.
Исследованию истории отдельных уральских мастерских посвящены статьи Г. А. Пудова, опубликованные в 2020 – 2021 годах14. Автором собраны и обобщены сведения из каталогов выставок и статистической литературы, немалое значение имела архивная информация. Была прослежена динамика развития сундучных заведений, проанализированы конкретные изделия и определена роль этих сундучных «фабрик» в общей истории промысла. В данный момент именно это направление исследований представляется наиболее перспективным.
В других работах того же автора рассматриваются отдельные виды уральских сундучных изделий и история конкретных произведений15. Определены их основные художественные особенности, значение в общем ряду уральских сундуков и шкатулок.
В прессе время от времени появлялись заметки, посвященные состоянию кустарных промыслов. В газете «Екатеринбургская неделя» за 1890 год опубликована небольшая статья неизвестного автора о состоянии сундучного производства в Кунгурском уезде16. Автор привел сведения об его экономическом состоянии, распространенности по территории уезда, видах продукции сундучников.
В невьянской районной газете «Звезда» в 1950 – 1990-е годы публиковались заметки местных краеведов и музейных сотрудников17. Несмотря на публицистический характер, эти работы имеют несомненную научную ценность. Авторами собран огромный фактический материал по истории сундучного промысла. В небольших заметках раскрыта история поступления некоторых музейных вещей, записаны воспоминания старожилов о «деле» сундуков, а также названы имена конкретных мастеров.
В 1987 году в газете «Тагильский рабочий» была опубликована заметка А. С. Максяшина18. Она касалась уральских металлических изделий с росписью под лаком. Среди них описывался свадебный сундук купчихи А.М.Вахрамеевой, переданный в Ярославский историко-архитектурный музей в 1919 году. А. С. Максяшин датировал сундук серединой XIX века. Его поверхность покрыта росписью на сюжет о похождениях молодого повесы. Сцены размещены на шести пластинах, которыми обиты крышка и боковые стороны. Сюжетные сценки разделены трафаретным орнаментом. В названной заметке содержится лишь описание изделия. Художественный анализ, очевидно, не входил в задачи автора. Тем не менее, учитывая редкость этого вида уральских сундуков, любая информация о них приобретает особое значение.
В 1989 и 1992 годах в художественно-краеведческих журналах «Урал» и «Уральский следопыт» были опубликованы две работы А. В. Дмитриева19. В них содержится много интересных сведений. Важным добавлением к известной информации стал рассказ о судьбе уральского «дела» сундуков в 1920—30-е годы и после Великой Отечественной войны. Артели Невьянского округа были трансформированы в фабрики. Введение жестких планов, использование плохого леса и ускоренной просушки неизбежно снизило качество сундуков, что вызвало нарекания покупателей. Постепенно сундуки были вытеснены другой фабричной мебелью. Принципиальное значение имеет указание А. В. Дмитриева на важную роль старообрядцев в истории промысла: «Сундуки на Урале, как и повсюду, делали с незапамятных времен, но подлинное мастерство принесли в демидовское горное гнездо старообрядцы с Волги и Керженца, издавна слывшие искусными древоделами»20.
В 2003 году в журнале «Антиквариат» была опубликована статья З. Г. Малаевой21. Она посвящена истории производства сундуков в России, в нескольких абзацах рассказывается об уральских изделиях. Статья имеет популярный характер и вносит мало нового в изучение производства сундуков в России. Есть в ней и фактические ошибки. Например, З. Г. Малаева пишет: «Сундуки использовались в быту до середины 1950-х годов, хотя изготовление их прекратилось в первом десятилетии XX столетия»22. Во многих деревнях и селениях, в частности на Среднем Урале, сундуки используются до сих пор. Кроме того, сундуки производились на Урале даже в 1950 – 1960-е годы. В последний период они стали продукцией местных артелей и фабрик. Надо также отметить, что «для изготовления сундука мастеру» вовсе не «требовалось соединить навыки плотника, слесаря, живописца и кузнеца». Сундуки делались разными людьми и представляли собой плод коллективного труда. Однако для популяризации этой отрасли народного искусства Урала статья З. Г. Малаевой имеет большое значение. Многие ее строки наполнены поэзией и выражают искреннее восхищение автора произведениями русских мастеров-сундучников.
Необходимо упомянуть статью Н. С. Корепанова, опубликованную в третьем выпуске Вестника музея «Невьянская икона» в 2010 году23. Несмотря на то, что она посвящена несколько другой теме, работа имеет несомненную ценность для настоящего исследования. В статье приводятся сведения о многочисленных и разнообразно украшенных сундучных изделиях, бытовавших в домах екатеринбуржцев в XVIII веке. Эти факты свидетельствуют о длительном существовании сундуков на уральской земле. Кроме того, несомненную ценность (особенно при рассмотрении условий формирования художественного стиля уральских сундуков) имеет информация Н. С. Корепанова о привозе в Екатеринбург холмогорских, великоустюгских, московских и китайских сундучных изделий.