Из книг, посвященных другим областям науки, но в которых есть сведения о сундуках, необходимо упомянуть следующие. В 1889 году была опубликована работа В. Е. Бокова, посвященная деревообрабатывающей промышленности Пермской губернии24. Автор, наряду с описанием различных технологических процессов обработки древесины, привел сведения, касающиеся развития кустарных промыслов. В. Е. Боков указал конкретные виды изделий, на которых специализировались жители того или иного уезда. Например, Кунгур славился кадками, сундуками, ведрами; Красноуфимский уезд – осями, ободьями; Невьянск – сундуками и шкатулками. Автор подчеркнул, что препятствием для развития кустарной деревообрабатывающей промышленности на Урале являлось горнозаводское законодательство. Среди обширной информации о промыслах встречаются сведения о сундуках, их размерах, ценах.
Таким образом, в названных работах уральский сундук мало рассматривался как художественный предмет. Недостаточно анализировались композиции гравированных и тисненых узоров, цветовые сочетания различных видов жести, особенности продукции той или иной мастерской и проч.
В качестве исключения можно назвать известную книгу В.А.Барадулина, в которой сундуки рассматриваются в рамках истории прикладного искусства25. Однако его работа посвящена истории уральской росписи. Поэтому сундуки в ней анализируются не как самостоятельные художественные произведения, а скорее как изделия, на которых встречаются хорошие образцы творчества крепостных живописцев26. Исследователь описал принятые композиции и сюжеты росписи, раскрыл их художественные и технологические особенности. В книге приводятся ценные сведения о мастерах-сундучниках, о живописцах, расписывавших сундуки, конструктивных особенностях изделий, рынках их сбыта. Но надо отметить, что роспись – далеко не единственный вид украшения сундуков.
Изделия уральских сундучников были настолько широко известны, что даже в художественной литературе рубежа XIX – XX веков можно встретить краткие упоминания о них. Авторы путевых записок рассказывали об изделиях сундучников как о факте местной культурной и экономической жизни. Например, В. И. Немирович-Данченко писал: «Благодаря тому обстоятельству, что казна зачастую оставляла своих рабочих без хлеба и дела они поневоле привыкли к другим ремеслам… Становая, село Сарапулка с окрестностями производят массами сундуки, кадки, ушаты, подойники, которые отсюда и рассылаются в уезды Камышловский, Челябинский и Шадринский… Изделия этого рода идут в Екатеринбург с Кунгуром». Далее В. И. Немирович-Данченко привел рассказ о своей беседе со старообрядцем, красившим свой сундук в необычайно пестрые тона27.
Заводские мастера изготовили огромное количество сундуков, ларцов, шкатулок. Они находятся не только в домах местных жителей, но и в музеях. Одним из самых крупных собраний обладает музей-заповедник «Горнозаводской Урал» (Нижний Тагил), оно измеряется десятками вещей. Эта коллекция многообразна и охватывает вещи XVIII—XX веков, они поступили из экспедиций и в качестве даров от местных жителей. В составе коллекции находятся как высококлассные художественные произведения, так и вещи, имеющие исключительно историческое и этнографическое значение28. К числу первых относится ларец-теремок29, обитый металлическими листами. Ныне он находится на экспозиции. Его художественное оформление богато. Оно включает фигурные вставки «зеркального» железа, растительный орнамент, выполненный в технике тиснения и гравировки. Кроме того, изделие подкрашено в прорезях красным цветом. Ларец имеет многочисленные аналогии в других музейных коллекциях. Однако большинство сундуков и шкатулок из собрания нижнетагильского музея представляют стандартную продукцию уральских мастеров. Это окрашенные в различные цвета (чаще всего – зеленый) сундуки, обитые жестяными полосами «в сетку», по углам – полосы с трафаретным узором30.
В фондах Невьянского государственного историко-архитектурного музея находится 35 уральских сундуков и шкатулок. Большинство представляет типичную продукцию местных артелей и мебельных фабрик, поступившую в музей от частных лиц. Обычно сундуки имеют фабричное клеймо. Среди других изделий также встречаются подписные образцы. Это сундуки, изготовленные невьянскими мастерами для жен и невест. Например, горка сундуков была изготовлена М. Г. Тарасовым для своей жены А. А. Белекеевой, что и отмечено на лицевой стороне изделий31. Особый интерес представляют сундуки, в оформлении которых использованы хромолитографические листы. На сундуке Н/м 924 представлена сцена с гуляющими парнем и девушкой. Сундучники покупали хромолитографическую жесть на местных фабриках или у столичных предпринимателей, например, Г.А.Хаймовича, и использовали в своем творчестве32.
Одно из самых крупных собраний уральских сундуков и шкатулок находится в Свердловском областном краеведческом музее. Всего в коллекции 36 сундуков, 7 ларцов и 108 шкатулок (однако среди последних множество вещей, изготовленных не на Урале). Изделия датируются периодом времени от начала XIX века до 1955 года, они разнообразны: есть изделия петрокаменской артели «Заря», солдатские сундуки, стандартные изделия сундучников конца XIX столетия и другие. Все они поступили из экспедиций в разные районы области (например, в 1970 году в г. Реж) или приняты в дар от местных жителей. Особенность коллекции в том, что происхождение многих вещей известно. Например, один сундук принадлежал земскому врачу А. Е. Белобородову, другой – бухгалтеру демидовского завода Т.А.Жирнову, на третьем имеется клеймо иркутского купца Колбина33. Подавляющее большинство вещей окрашено в различные цвета (чаще – зеленый), декорировано листами «мороженой» жести и тонкими полосами, расположенными в виде сетки, а также наугольниками с трафаретным и тисненым узорами. Особую художественную ценность представляет большой свадебный сундук, украшенный росписью (датируется 1861 годом)34. Все его стенки, кроме задней, покрыты изображениями листьев, роз и ромашек, заключенными в трафаретную золотную рамку. Углы изделия окаймлены жестяными полосами с богатым тисненым орнаментом. Надо отметить, что оформление сундука отличается подчеркнутыми богатством и роскошью (роспись крышки выполнена на золотом фоне).
В собрании Музея истории города Екатеринбурга находится около 30 сундуков. Среди них встречаются не только русские, но и иностранные образцы (трофейные). Уральские представлены быньговскими, невьянскими и тагильскими сундуками. Большинство их – типичная продукция местных артелей.
В коллекции ОНИ ГРМ находится 18 уральских сундуков и шкатулок, находящихся в разной степени сохранности. Собрание состоит из пяти сундуков, шести ларцов, шести шкатулок и тумбы. Они датируются XVIII – началом XX века. Ларцы поступили из ГЭ в 1938 году, а сундуки и шкатулки – из Кустарного музея в том же году. Изделия представляют характерные виды продукции уральского промысла, но среди них встречаются уникальные вещи. К их числу относится сундук невьянского мастера М. Хмелева35. Он покрыт листами латуни с богатым чеканным узором. В целом коллекция дает верное представление об определенном этапе истории уральского сундучного промысла (конец XIX – начало XX века).