Очерк истории уральского сундучного промысла - Пудов Глеб страница 4.

Шрифт
Фон

В других музеях находятся единичные образцы произведений уральских сундучников. Они выполнены на высоком уровне. Например, в ГЭ находится свадебный сундук, обитый листами жести36. Он поступил из ГМЭ в 1941 году, датируется 1830-ми годами. Сундук расписан сценами гуляния в саду дам с гусарами и кавалерами. Между несколькими панно, каждое из которых является самостоятельным произведением, расположены полосы с трафаретным орнаментом.

В коллекции ВГИАХМЗ находится небольшой сундук, лицевая сторона которого украшена четырьмя «зеркалами» и тисненым орнаментом, состоящим из растительных и геометрических мотивов. Крышка – плоская, она окрашена в зеленый цвет и укреплена железными полосами37. Сундук – типичное изделие тагильских мастеров конца XIX – начала XX века.

В коллекции Музея истории художественных промыслов Нижегородской области (Нижний Новгород) находится ларец-теремок38. Он украшен вставками «зеркального» железа, тисненым и гравированным орнаментом в виде растительных завитков. Боковые стенки расписаны. На белом фоне изображены красные плоды в окружении зеленых ветвей. Несмотря на то, что ларец представляет стандартный вид изделий, он имеет высокие художественные достоинства.

Прекрасная коллекция сундуков и шкатулок находится в Российском этнографическом музее. Среди произведений, представляющих почти все известные центры сундучного производства в России, встречаются и уральские. Это – большой сундук II половины XIX века, два ларца-теремка, несколько маленьких сундуков и шкатулок рубежа XIX—XX столетия39. Они поступили в музей от частных лиц (например, «от госпожи Васильчиковой» в 1903 году), несколько вещей было передано из Эрмитажа в 1954 году. Большинство предметов украшены листами «мороженой» жести разных цветов, зеркальными вставками. Орнаменты выполнены в техниках гравировки, тиснения, чеканки и прорези. Многие из изделий являются первоклассными произведениями искусства.

В Черноисточинском краеведческом музее находится несколько произведений невьянских сундучников рубежа XIX—XX веков. В их украшении использованы жестяные листы с литографическими узорами. Несмотря на плохую сохранность, эти вещи и сегодня способны удивить своим изяществом. Необходимо также упомянуть большой сундук, украшенный в технике глубокой резьбы крупными геометрическими узорами, состоящими из ромбов различного размера40. По краям он окрашен в зеленый цвет. Сундук поражает своей идущей из глубин веков мощью, некой величественной простотой. В целом, несмотря на то, что коллекция ЧКМ очень невелика, она включает очень интересные образцы.

Необходимо также упомянуть о собрании сундуков и шкатулок в Пермской государственной художественной галерее. Оно невелико по количеству образцов, но очень разнообразно. Среди изделий встречаются значительные в художественном отношении. Например, ларец, изготовленный в Нижнем Тагиле во II половине XVIII века41. Он украшен в технике тиснения и гравировки различными узорами, окрашен в зеленый и светло-коричневый цвета. Некоторые произведения демонстрируют богатство и разнообразие уральского орнамента: сундук и шкатулка украшены урало-сибирской росписью42, другой сундук покрыт мелким тисненым узором, состоящим из ветвей с листьями43. Среди других вещей, считающихся в галерее изделиями вятских мастеров, также встречаются высокохудожественные образцы.

Кроме музеев, множество уральских шкатулок и ларцов сегодня можно встретить в столичных антикварных магазинах.

Сундучный промысел – часть не только экономической, но и культурной жизни края. Это зрелое художественное явление, сыгравшее важную роль в истории прикладного искусства. В настоящей работе ставится целью рассмотреть его именно с этой стороны. Необходимо раскрыть значение уральского сундука не столько для истории и этнографии, сколько для художественной жизни региона. В этой связи важным аспектом истории промысла представляется его взаимодействие с другими художественными явлениями Урала, особенно с росписью по металлу и производством медной посуды.

Книга не претендует ни на всеобъемлющее изложение истории сундуков и ларцов как видов мебели, ни на создание исчерпывающей картины истории уральского сундучного промысла. Подчеркнем, что важнее было рассмотреть художественные особенности произведений, созданных в конкретные периоды существования производства. Эти особенности уральских сундуков наглядны при сравнении их с продукцией других центров.

Источниками исследования стали коллекции перечисленных выше столичных и провинциальных музеев. Кроме того, во многих местностях Урала сундуки до сих пор находятся в активном использовании. Знакомство с ними стало возможным благодаря консультациям сотрудников уральских музеев и любезному согласию хозяев. Также привлекались сведения из специальной литературы, материалы ГАСО, РГИА и ЦГИА. Особую ценность представляет информация, полученная непосредственно от владельцев сундуков.

Глава I. О производстве сундуков в России

Древнерусский период

В России, как и в других странах, сундучные изделия получили распространение очень рано. Одно из первых упоминаний встречается в Изборнике Святослава (1076): «Изидошя ис полатъ техъ мужи крилати… носяште ларе»44. В новгородских берестяных грамотах XII века встречаются упоминания о сундуках и коробьях (см. ниже).

Н.Н.Гончарова привела свидетельство существования расписных сундуков в быте Древней Руси в XIV веке. Одно из первых упоминаний о них находится в рукописном сборнике «Мерило праведное». В статье «О мирьских людех» приведен запрет помещать «прельщающа писании» на стенах, досках, сосудах и ларцах. Исследователь справедливо отметила, что речь здесь идет об искусстве светском, повседневном, поэтому может свидетельствовать о существовании росписи на сундуках и ларцах уже в XIV веке45.

В духовной великой княгини Софьи Витовтовны в 1451 году упоминаются «святости… в большем в дубовом и в меншем ларчику, и в ящику в болшем, и в коробьи»46.

Со временем виды сундучных изделий и способы их украшения стали разнообразнее. А. К. Чекалов писал: «Со времен Грозного расцвело многоцветное узорочье сундуков и ларцов. Формы и декор шкатулок, коробьев, укладок… до сих пор, в силу традиции, сохраняют связь с эпохой стрельцов и бояр…»47.

Сундук как предмет для приданого упоминается в Домострое (середина XVI века): «А у кого дочи родится, ино разсудный отец, которым промыслом себя питает… и от ея выти, что бог пошлет, купит полотна и усчины, ширинки и убрусы, и рубашки по всяк год кладет во причесной сундук или в коробья…»48.

Хотя сундуки и шкатулки делались в России почти повсеместно49, со временем сложилось несколько центров, главными из которых были Москва, Великий Новгород, Холмогоры и Великий Устюг. Сформировались разнообразные виды сундучных изделий: собственно сундуки, скрыни, шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробьи, подголовки и погребцы.


Москва

В XVII столетии в России, особенно в Москве, бытовало множество сундуков, шкатулок и ларцов, привезенных из-за границы – «из немцев». В описях боярских домов того периода встречаются следующие описания: «ящик немецкого дела дерево гебан, а на нем врезываны раковины, а в ящике шкатулка немецкого дела…, «шкатула дерево черное гебан врезываны раковины в шкатулке ящики выдвижные», «сундук немецкого дела, кровля двойная, липовый, обит кожей»50, «шкатула немецкая дубовая черная, окована железом полуженным белым гладким с замком», «две шкатулы погребцовые немецкие, оболочены кожею красною, обиты железом белым листовым, гвоздья медные и вороненые с замком…»51. Особенно много различных сундуков и шкатулок было в хозяйстве князей В. и А. Голицыных52. Необходимо указать на то, что по происхождению, формам, способам украшения и материалам иноземные шкатулки и сундуки были очень разнообразны: «шкатула осьмигранная, окреплена железом красным и белым…, шкатуна створчатая о дву замках…, шкатуна оптешная, шкатуна оклеена бархатом зеленым…, шкатуна с лица писана по красной земле золотом…, скрына в ней вдвижных 8 ящиков…, погребец обит кожей нерповой, коробья вологоцкая, шкатуна оклеена усом китовым» и т. д.53

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке