Буддизм дела...)
3
Скепсис по отношению к морали является решающим. Падение
морального мироистолкования не находящего себе более санкции,
после того как им была сделана попытка найти убежище в некоторой
потусторонности: в последнем счете — нигилизм. «Все лишено смысла»
(невозможность провести до конца толкование мира, на которое была
потрачена огромная сила, вызывает сомнение: не ложны ли все вообще
истолкования мира). Буддистская черта, стремление в ничто. (Индийский
буддизм не имеет за собой коренного морального развития, поэтому в
его нигилизме является только неопределенная мораль: бытие как
наказание, комбинированное с бытием как заблуждением,
следовательно заблуждение как наказание — моральная оценка).
Философия попытки преодолеть морального Бога (Гегель, пантеизм).
Преодоление народных идеалов; мудрец; святой; поэт. Антагонизм
«истинного» и «прекрасного» и «доброго».
4
Против «бессмысленности» с одной стороны, против моральных
оценок с другой стороны: в какой мере вся наука и философия была до
сих пор под властью моральных суждений? И не получается ли тут в
придачу вражда со стороны науки или антинаучности? Критика
спинозизма. В социалистических и позитивистских системах везде
задерживаются христианские оценки. Не достает критики христианской
морали.
5
Нигилистические следствия современного естествознания (рядом с
попыткой бегства в потустороннее). Как следствие занятия им — в конце
концов саморазложение, поворот против себя, антинаучность. С
Коперника человек катится от центра к Х.
6
{5}
Нигилистические следствия политического и экономического образа
мыслей, где все «принципы» прямо могут быть отнесены к актерству:
веяние посредственности, ничтожества, неискренности и т.д.
Национализм. Анархизм и т.д. Наказание. Недостает искупляющего
сословия и человека, оправдывателей.
7
Нигилистические выводы «истории» и «практических историков», т.е.
романтиков. Положение искусства: абсолютная не оригинальность его
положения в современном мире. Его помрачение. Так называемое
олимпийство Гёте.
8
Искусство и приуготовление нигилизма: романтика (вагнеровское
заключение Нибелунгов).
I. Нигилизм
1. Нигилизм как следствие бывшего до сих
пор в ходу толкования ценности бытия.
2
Что означает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою
ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?».
3
Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной
несостоятельности мира по отношению к высшим из признаваемых
ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы не имеем ни
малейшего права признать какую-либо потусторонность или
существование вещи в себе, которое было бы «божественным»,
воплощенной моралью.
Это сознание есть следствие взращенной «правдивости»,
следовательно само оно — результат веры в мораль.
4
Какие преимущества представляла христианская моральная
гипотеза?
1) Она придавала человеку абсолютную ценность, в
противоположность его малости и случайности в потоке становления и
исчезновения;
2) она служила адвокатом Бога, оставляя за миром, несмотря на
страдание и зло, характер совершенства, включая сюда и «свободу»:
зло являлось полным смысла;
3) она полагала в человеке знание абсолютных ценностей и тем давала
ему именно для важнейшего адекватное познание;
{6}
4) она охраняла человека от презрения к себе, как к человеку, от
восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в познании: она была
средством сохранения.