Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Свой – чужой файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Андрей Дмитриевич Константинов
Свой чужой
© Андрей Константинов, 2007
© ООО «Издательство АСТ», 2022
Предисловие к настоящему изданию
Со времени написания романов «Тульский Токарев» и «Свой Чужой» минуло полтора десятка лет. За эти годы изменилось очень многое и в стране, и в мире, и в нас самих. Тем не менее, я считаю, что эти романы нельзя назвать устаревшими. Конечно, само Время, среду, в которых разворачиваются события, уже можно отнести к ушедшей натуре, но не они были первой производной творческого замысла. Эти романы прежде всего о людях, о человеческих взаимоотношениях и нравственном выборе. Работая над ними, я пытался добиться ощущения максимальной сопричастности к происходящему, с тем, чтобы по прочтении у читателя осталось послевкусие в виде невольного размышления о том, как бы он сам поступил, оказавшись в подобных ситуациях. Да, как автор я даю ответы на этот вопрос, но это вовсе не означает, что эти ответы правильные. В идеале читатель должен решить для себя сам.
Знаю, многие современные читатели воспринимают меня в первую очередь как создателя литературной основы телевизионной криминальной саги «Бандитский Петербург», действие которой разворачиваются на фоне лихих 90-х. Мне подобное восприятие не очень нравится. Но так оно сложилось, и при таком подходе можно сказать, что роман «Тульский Токарев» это, условно говоря, предисловие к 90-м, а «Свой Чужой» эпилог к ним. К слову, оба романа также были экранизированы, поэтому читатель, заботами загруженный или просто ленивый, может их не прочесть, а посмотреть. Но лично я от этих экранизаций не в восторге, мне кажется, в обоих случаях создатели так и не поняли основные идеи романов.
«Тульский Токарев» это история про Абсолютное Зло, с которым можно справиться лишь одним способом всем миром навалившись. Да и тогда не факт, что получится. Плюс в данном случае мне захотелось поиграть в настоящего маньяка, так что этот роман определенного рода фантазия, но фантазия, основанная на абсолютных реалиях ленинградского уголовного розыска. В этой связи мне было лестно узнать, что «Тульский Токарев» стал в определенной степени культовой книгой в среде сотрудников уголовного розыска, чего я, признаться, никак не ожидал.
А вот «Свой Чужой» это история про то, как заканчивается История. Здесь не по-фукуямовски, а по «бандитско-петербургски». Это время умирания недолгой (и слава богу!) эпохи, когда правили бал главари ОПГ и те сотрудники милиции, которые мало чем от этих главарей отличались. Это история о столкновении двух идеологий, о том, как трудно порой отличить «своих» от «чужих», о том, что в нашей национальной ментальности «соблазн товарищества» (по Толстому), свой или чужой подчас важнее, чем правда-неправда. А еще «Свой Чужой» это печальный роман о невероятном, «арктическом» одиночестве Героя, чего опять-таки не поняли создатели одноименного сериала.
Андрей КонстантиновСанкт-Петербург20 декабря 2021 годаПредисловие к первому изданию
Обычно предисловие к книге писать значительно легче, чем саму книгу, оно и понятно: и объем поменьше, и задача попроще
Но в данном конкретном случае, честно скажу, я изрядно помучился именно с написанием предисловия. Нет, книга тоже давалась нелегко и не мне одному, кстати, потому что роман «Свой чужой», как и «Тульский Токарев», мы делали вдвоем с моим другом еще с университетских времен Евгением Вышенковым.
Сразу хочу оговориться: «Свой чужой» это не продолжение «Тульского Токарева». «Свой чужой» скорее продолжение разговора на тему, поднятую в «Тульском Токареве», но продолжить этот разговор мы решили в несколько ином ракурсе. Возникает вопрос если разговор, то с кем, собственно? На этот вопрос ответить как раз легче всего с Вами, Уважаемый Читатель, только с Вами
С другими вопросами сложнее. Предполагается, например, что в предисловии автор должен кратко объяснить о чем, собственно говоря, книга? Чтобы получить полный и развернутый ответ на этот вопрос, нужно просто прочитать книгу. Ну а если не прятаться за спасительную формулу: «Читайте роман, там все написано»? Если не прятаться тогда, наверное, станут понятными мои сетования на то, что писать предисловие было трудно
«Свой чужой» это не детектив и не боевик. И это не «производственный роман», где рассказывается о технологии внедрения сотрудника МВД в «мафию» и о технологии обратного процесса внедрения человека «мафии» в МВД.
Мы с Евгением старались написать книгу о жизни, но так, чтобы ее интересно было читать.
Если коротко, то «Тульский Токарев» это роман о мужской дружбе и воинской доблести, а «Свой чужой» книга о мужской вражде и о столкновении разных «правд жизни». «Свой чужой» в какой-то мере роман о том, какой тяжелой и кровавой может быть дорога к раскаянию, к попыткам понять, что мир не делится просто на «белых» и «черных».
Нам с Евгением хотелось рассказать историю о красивых людях, красивых, несмотря на то что каждый из главных героев ошибается, ошибается каждый по-своему, но цена ошибки каждого очень высока.
Наверное, книга в целом получилась грустной, хотя я надеюсь, что некоторые страницы заставят Вас, Уважаемый Читатель, и улыбнуться. Очень не хотелось делать очередную бандитско-милицейскую «штамповку» и не авторам судить, насколько они смогли справиться с этой задачей
Любопытна история написания романа «Свой чужой». К этой работе нас с Евгением в какой-то мере подтолкнула одна очень уважаемая компания, производящая кинофильмы и телесериалы. Эта компания очень хотела в свое время купить права на экранизацию «Тульского Токарева», но опоздала, договор был заключен с другой фирмой. И тогда мне было сделано необычное предложение, что называется «втемную», предложение о приобретении прав на следующее, еще не написанное произведение Такое в моей практике случилось впервые. Это обстоятельство нас с Евгением ко многому обязывало. Нам не хотелось подводить людей, поверивших в нас «авансом». Мы понимали, что в данном случае выкладываться нужно, может быть, даже больше, чем в обычном режиме.
И вообще, несмотря на то что сама задумка «Своего чужого» появилась достаточно давно, неизвестно, сколько бы мы с Евгением «раскачивались», если б не необычные предложения московских кинопроизводителей.
Мы надеемся, что в скором времени сумеем увидеть экранизацию нашего романа.
А напоследок скажу еще вот что: если какие-то эпизоды в романе «Свой чужой» покажутся кому-то очень похожими на некие события, случившиеся в реальной жизни, «делов не знаю», это всего лишь совпадения. И еще: не стоит усматривать в романе даже попыток некоего морализаторства
Андрей Константинов, 18 ноября 2004 годаЧасть 1. Разработка
I. Юнгеров
1315 января 2000 г., Санкт-Петербург
«Гости съезжались на дачу» В принципе, эту историю можно было бы начать и так в доброй классической манере, но Но тогда сразу же, с первых же строк, пришлось бы чуть-чуть погрешить против истины. Дело в том, что гости не съезжались на дачу, их свозили.
Маленькая такая деталь, но, как известно, именно в деталях и прячется дьявол
Итак, гостей свозили на дачу Впрочем, это была и не совсем дача. Это было Черт его знает, что это было такое и какое именно слово лучше всего подходило к загородному дому нет, не дому сооружению, принадлежавшему Александру Сергеевичу, и опять же не Пушкину, а Юнгерову «человеку и пароходу», известному в Петербурге все же чуть меньше, чем классик русской поэзии. Зато даже Пушкину, обладавшему, как и многие гении, даром предвидения и способностью опережать время, вряд ли бы (пусть и в творческих грезах) привиделась огромная домина господина Юнгерова четырехэтажная плюс один этаж под землей.