Написано с публицистической лихостью. Но тут интересна не лихость Кушнера, а его гипотеза/догадка, что «Пироскаф» ответ Баратынского Белинскому на прежний «наезд». Как говорится, нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся.
***
И, казалось бы, при чём тут «неистовый Виссарион»? Почему Белинский? А потому, что этот «оценщик» прекрасного и ужасного оставил неизгладимый след в русской литературной критике, и на него можно опереться как на авторитета, подспудно имея в виду: мол, не один я такой (с таким мнением), «нас тьмы и тьмы, и тьмы». В отношении стихов Баратынского я (пусть и являясь дилетантом!) с Белинским совершенно согласен: они самодеятельны и даже самопальны.
Моя личная аллюзия тут одна к порталу https://stihi.ru. По меткому определению моего друга Миши Гундарина, портал является «сборищем графоманов» (или как-то так, за точность цитирования не ручаюсь). Однако сам я на нём активно публикуюсь и участвую в конкурсах пародий.
Корявость и бросающаяся в глаза неграмотность Баратынского (даже по нормам языка того века) чем-то напомнила мне, например, вот эти строки поэта, пишущего под псевдонимом Пастух Ла:
Мы мельтешим, стараемся, стрекочим,
От немоты избавиться спешим
на которые я откликнулся таким образом:
За «мы» всегда удобно спрятать личность
Свою своим читателям назло.
Поэта уличает специфичность
Двух маркеров (ему не повезло).
Один «стрекочим». А второй сложнее.
Коль «мы» стрекочем, где же немота?
Не каждый из поэтов так умеет:
И быть немым, и стрекотать без рта.
Что приятно, получил потом «в личку», когда началось голосование, такой комментарий:
Мой голос вам, поскольку быть Зоилом
Сложнее, чем без цели быть лом.
С уважением. Виктор А.»
На что я тоже отреагировал (порой не люблю прерывать диалог на «полуслове», даже если никакого диалога нет или не предполагается):
Зоилов очень строго не судите,
Покуда разные поэты есть.
Зоилов (даже разных) в дефиците,
Поэтов разных правильно, не счесть.
Впрочем, хоть Виктор А. меня и поддержал тогда своим голосом, увы (!), «голос единицы тоньше писка» в конкурсе пародий я всё равно остался в аутсайдерах.
***
Откликнулся я однажды и на такое, написанное как комментарий к какой-то из моих пародий (чем тут не Баратынский?):
Я с Музой проболтал полгода
Эй, пародисты! Как дела!?
У нас прекрасная погода!
Поэты живы! Муза умерла
Мой ответ на «такое»:
Муз, за поэзию ответственных,
По меньшей мере было три.
Эвтерпа в лирике усердствовала.
За лирику любви гран-при
Вручать могла одна Эрато
Поэту. Каллиопа рада
Эпических поэтов стадо
Своей порадовать наградой.
***
Да мало ли что ещё вспоминается по ходу дела. Самобытное. Пусть и самодеятельное, самопальное. Вот к примеру, некий Серджио Иванович, берёт в качестве эпиграфа к своему нетленному творению цитату зампреда Совета Безопасности Дмитрия Медведева, опубликованную последним в его телеграмм-канале (раньше Медведев любил, кажется, твиттер или фейсбук, но он и был голубем-миролюбцем-либералом, а нынче самый настоящий ястреб-посмешище): «Патриотизм это не образ твоих мыслей, это твои действия [] У тех, кто любит Родину, очень разные лица. У предателя всегда одно лицо лицо предателя. Главное вовремя отличить это лицо».
Берёт, значит, Серджио такой эпиграф и публикует «стих» собственного производства с названием «Уже действуем!»:
Мы отличим, накажем подлецов!
И проклиная Штаты и Европу,
С утра искал предателя лицо
А обнаружил вражескую попу!
Попался гад, иуда-обормот!
Узрел врага в родном и близком
Примечания
1
https://polka.academy/materials/713