Душа и взгляд. Баллады в прозе - Ильин Сергей страница 4.

Шрифт
Фон

V. Высшая трогательность

Все-таки что там ни говори, а лишь в глазах человека, который всю жизнь свою прожил без поддержки какой-либо религии, а теперь умирает, по-прежнему полагаясь на одну только жизнь, точнее, на то, что от нее осталось и прежде всего в нем самом, разрушенном и обескровленном предсмертной болезнью по необходимости отдаваясь полнейшей неизвестности и неопределенности, слабеющей психикой настраиваясь на прыжок в Неизвестное, в чем бы оно ни заключалось,

да, только в глазах такого человека вы увидите иногда божественный отсвет той невероятной трогательности, которую вы редко встретите на лице истинно верующего человека, зато почти всегда во взгляде умирающего животного,

и причина этого глубоко умиляющего чувства заключается в том, что жизнь, хотя и хлещет нас страданиями немилосердно и неимоверно, странным образом при этом нас не унижает, тогда как в панацеях мировых религий, обещающих спасение от страданий, да и от самой смерти, есть некоторое субтильное унижение, которое довольно трудно выразить в словах, но которое все-таки всеми нами отчетливо ощущается,

вот всего лишь из естественного отсутствия такого унижения и происходит вышеописанная высшая трогательность,

подобная трогательность сквозит нередко еще в лицах стареющих женских знаменитостей, когда они, убрав грим, хотя и шокированы слегка истиной неприукрашенного лица, все же предпочитают открыть ее (истину) лишний раз себе и людям, нежели скрывать под маской косметики.


VI. Баллада о библейском змее и собачьем взгляде

И вот опять воскресенье,

и вы отправились на прогулку,

и конечно же в центр города,

ведь вы давно живете посреди Европы,

и Европа втайне представляется вам центром земного мира,

так что если оказаться еще и в центре того центра: ну, это уже как попасть в девятку,

а какая великая тишина стоит в этот последний день недели над европейскими городами! пусть и не над всеми, но над многими,

и в тишине раздаются соборные колокола,

и так мало машин на улицах, да и прохожих гораздо меньше, чем в будние дни,

и плывут над вашим городом белые прозрачные облака в голубом небе,

в эти минуты вы явственно и каждой клеточкой вашего существа ощущаете то, что называется полнотой времен,

да, это когда прошлое откуда ни возьмись наведывается в город и живет в нем непостижимой жизнью,

и слышен приглушенный ропот будущего,

что же до настоящего, то оно, кажется, плывет одновременно и в прошлое, и в будущее,

такое чувство вы можете иметь только в центрах европейских городов, и только в воскресенье,

и вот, чтобы побыть немного в этом очень тонком и очень глубоком чувстве, вы остановились, скажем, посреди моста над местной горной речкой, которая протекает через Старый Город,

вы рассеянно смотрите на изумрудные от водорослей и камней воды внизу,

смотрите на бомжей, суетящихся под соседним и рядом находящимся мостом,

смотрите на верхние этажи домов в неярком, но ослепительном закатном свете,

и вам кажется, что еще мгновенье и вы проникнете внутрь иглы, то есть в то самое заветное средостение всех трех времен,

да в этот момент как назло к вам подходит серенькая собачка: совсем непородистая, зато невероятно трогательная,

она притирается к вашим штанам черным влажным носом и, несмотря на повторные оклики хозяина, никак не может отказаться от удовольствия тщательно и всесторонне вас обнюхать,

вид у нее тоскливый и немного прибитый, а взгляд извиняющийся, слегка заискивающий, жалобный и до боли искренний, не то что у вас: спокойный и возвышенный, да еще откровенно нацеленный на проникновение в одну из важнейших тайн бытия,

казалось бы: кто она и кто вы! и какая бездна пролегает между вами! но она, собачка, рассматривает вас, человека, в первую очередь как любопытно пахнущий предмет, и вам это немного смешно,

впрочем, подождите делать преждевременные выводы! осознайте, какое блаженство вы сами ощущаете в качестве такого любопытно пахнущего предмета,

ведь на вас взирают со всепоглощающим любовным вниманием, точно в первый день творенья,

и это внимание настолько пристально, что, глядя в собачьи глаза, вы на секунду забываете все на свете,

и в то же время внимание это настолько случайно и необязательно, что вы, зная, что о вас в следующую минуту навсегда забудут, чувствуете себя свободным, как ветер,

так вы никогда не были свободны среди людей,

да, в этой мимолетной встрече с миром животных есть что-то абсолютно первобытное и даже, пожалуй, райское, хотя не обязательно в библейском смысле слова,

райский элемент здесь заключается в том, что вы, быть может в первый раз в жизни, почувствовали себя Вещью, Вещью с большой буквы, разумеется, одушевленной Вещью, кто же это оспаривает,

впрочем, современная физика утверждает, что и любой электрон по-своему одушевлен, а значит, принципиальной разницы между вами то есть человеком и электроном не существует,

и в этом утверждении не только нет никакой иронии, но в добровольном принятии сей простейшей истины как раз и таится высочайшее блаженство,

и оно от вас всю жизнь было скрыто,

теперь же, когда чужая собачка обнаружила в вас нечаянно сущность Вещи, вы его в полной мере вдруг начинаете ощущать,

конечно, какие-то сомнения в собачьем откровении еще шевелятся в вашей душе, но присмотритесь повнимательней к собачьему взгляду,

он ведь, хоть и заранее постулирует в вас Вещь, все-таки мимолетно запрашивает вас на предмет наличия в вас сверхприродного начала: так, на всякий случай, не веря толком в успех запроса,

но в чем же это сверхприродное начало может заключаться? как в чем? да в способности возвыситься над собственной человеческой природой, что и подсказывает сама этимология слова,

тут все просто и очевидно: наша природа укоренена в нашем бессмертном половом интересе,

да, библейский Змей здесь имеется в виду,

а также женщина,

и с нею райский плод,

и с ними обоими удаляющийся от вас Бог,

все они стояли и стоят в одном ряду, точно суровые стражи заветного порога,

ведь в глубине души все мы прекрасно знаем, что у рая три ипостаси: тишина, покой и свет,

и все они нам преизбыточно даны в земной жизни, только протяни руку и хватай их пригоршнями, насыщайся ими, живи ими, не отдавай перед ними никому и ничему предпочтения,

и вы заживо будете жить в раю, но нет, куда там! это нам по большому счету не дано,

вот вы смотрите в небо, и возвышенные чувства владеют вами,

но мимо вас в этот момент проходит интересная женщина,

и глядь! все возвышенные ощущения как рукой сняло! их осиливает беспокойство по поводу чужого пола,

оно, это беспокойство, и есть тот самый притаившийся в нас навеки, наподобие гигантского червя, библейский Змей: сравнение броское и страшное, но в нем нет абсолютно ничего дурного, я на этом даже настаиваю,

дело тут в другом, дело в том, что и животным по большому счету глубоко чужды тишина, покой и свет сами по себе, зато собаки, например, мгновенно начинают обнюхивать половые органы пробегающей мимо другой собаки,

ныне, присно и во веки веков,

так чем же, тогда, спрашивается, отличаются люди от животных? вот именно: почти ничем,

изнанку библейского Змея, таким образом, знает наизусть любое животное, а вот с вышеназванными ипостасями рая: тишиной, покоем и светом животные незнакомы,

и это опять-таки сближает животных и людей так тесно, что они, хотят они того или не хотят, становятся членами единой великой космической семьи: одушевленных Вещей,

но вы, мой друг, и сами это поняли, простояв на мосту пару всего лишь минут с этой серенькой и невзрачной собачкой,

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке