Услышав эту историю, Клещ вскочил и начал, дрожа, кричать: «Говорите тут пра-авда! Ты, старик, утешаешь всех Я тебе скажу ненавижу я всех! И эту правду будь она, окаянная, проклята! Понял? Пойми! Будь она проклята!» Клещ убегает.
Появляется Пепел: «Мир честной компании! Что, Лука, старец лукавый, всё истории рассказываешь?»
Лука рассказывает очередную историю о «человеке, который в праведную землю верил». Было это где-то в Сибири, один человек верил, что есть земля, в которой всё «славно-хорошо», собрался эту землю искать, спросил у учёного, где находится праведная земля, учёный сказал, что нет такой земли, человек, который верил в эту землю, назвал учёного подлецом, «а после того пошёл домой и удавился!..»
Лука говорит, что скоро покинет ночлежку.
Пепел зовёт Наташу ехать с ним в Сибирь, говорит, что бросит воровство и будет жить так, чтобы можно было уважать себя. Лука уговаривает Наташу идти с Пеплом: он хороший человек, а идти ей все равно некуда. Наташа не верит ничьим словам.
Появляются Костылев с женой. Василиса старается столкнуть Пепла с Костылевым, Лука успокаивает Пепла.
Костылев говорит Луке, что тот не странник: «Ежели он настояще-то странен он молчит! А то так говорит, что никому не понятно И он ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит Как люди живут не его дело Он должен преследовать праведную жизнь должен жить в лесах в трущобах невидимо!». А все «хорошие люди», по мнению хозяина ночлежки, «пачпорта имеют». Лука отвечает: «Есть люди, а есть иные и человеки». Костылев же, по словам Луки, человеком быть не сможет: как есть так и останется. Костылев прогоняет Луку из ночлежки. Лука обещает: «Сегодня в ночь уйду» Бубнов рассказывает свою историю о том, как он спасся от каторги, потому что «вовремя ушел». Сатин говорит, что «продулся вдребезги» и рассказывает свою историю.
Из квартиры Костылевых раздаются крики и шум. Василиса бьёт Наташу. Прибегают Татарин, Кривой Зоб и Медведев. Вбегает Пепел. Выходит Наташа, она с трудом идёт, её ноги обварены кипятком. Пепел бьёт Костылева и убивает его. Пепел говорит, что Василиса подговаривала его убить мужа: «Мне оправдываться не надо Мне Василису надо подвести». Изувеченная Наташа произносит: «Люди добрые сестра моя и Васька убили! Полиция слушай вот эта, сестра моя, научила уговорила своего любовника вот он, проклятый! они убили! Берите их судите Возьмите и меня в тюрьму меня! Христа ради в тюрьму меня!..»
Действие четвертое. «Обстановка первого акта». Ночь. Ветер на дворе. Комнаты Пепла и наковальни Клеща нет, в углу, где была комната Пепла, лежит Татарин. За столом сидят Клещ (он чинит гармонику), Сатин, Барон, Настя. На столе три бутылки пива, бутылка водки, ломоть чёрного хлеба.
Клещ вспоминает о Луке, который пропал во время суматохи. Настя говорит, что Лука «всё видел», «всё понимал». Сатин, смеясь, замечает: «И вообще для многих был как мякиш для беззубых» Татарин же считает: «Старик хорош был закон душе имел! Кто закон душа имеет хорош! Кто закон терял пропал!..» Настя грозится уйти от ночлежников куда-нибудь, «на край света». Сатин замечает, что старик «проквасил» сожителей. Клещ добавляет: «Поманил их куда-то а сам дорогу не сказал» Барон называет Луку шарлатаном.
Сатин восстаёт: «Старик не шарлатан! Что такое правда? Человек вот правда! Он это понимал вы нет! Вы тупы, как кирпичи Я понимаю старика да! <> Есть ложь утешительная, ложь примиряющая ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего и обвиняет умирающих с голода Я знаю ложь! Кто слаб душой и кто живёт чужими соками, тем ложь нужна одних она поддерживает, другие прикрываются ею А кто сам себе хозяин кто независим и не жрёт чужого зачем тому ложь? Ложь религия рабов и хозяев Правда бог свободного человека!» Сатин пьёт за здоровье Луки: «Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету Выпьем, за его здоровье! Наливай»
Он вспоминает слова старика о том, что люди «для лучшего живут». Барон рассказывает историю своего рода, Настя утверждает, что этого не было. Из диалога Сатина и Насти становится понятно, что Наташа вышла из больницы и пропала. Настя желает, чтобы всех её сожителей отправили на каторгу, все они ей противны разгорается ссора. На реплику Насти «Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» Актёр мрачно произносит: «Аминь». Клещ, потерянный и смирившийся со своим положением, говорит: «Ничего Везде люди Сначала не видишь этого потом поглядишь, окажется, все люди ничего!»
Татарин молится на нарах. Сатин пьян, он утверждает, что все ему нравится, когда он пьян, а человек это огромно: «Человек вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они нет! это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет в одном! <> Понимаешь? Это огромно! В этом все начала и концы Всё в человеке, всё для человека!»
Актёр вдруг «слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьёт и почти бежит в сени». Входят Медведев и Бубнов, за ними Алёшка, Кривой Зоб и Квашня. Кривой Зоб и Бубнов поют: «Со-олнце всходит и захо-оди-ит// А в тюрьме моей темно-о!» На пороге появляется Барон, он сообщает что на пустыре «удавился» Актёр. Сатин негромко произносит: «Эх испортил песню дуррак!»
Вопросы для самопроверки
1. Какова авторская позиция? Как она проявляется в пьесе?
2. Как организовано сценическое действие пьесы «На дне»?
3. Является ли самоубийство Актёра проявлением авторской позиции?
4. Как относятся ночлежники к Луке, что они говорят о нём?
5. Каким образом в пьесе раскрываются понятия «мечта», «вера», «правда» и «ложь»?
6. В чём состоит особенность жанра пьесы «На дне»?
Темы сочинений
1. Социальная и философская проблематика пьесы Горького «На дне».
2. Утешительная ложь и жестокая правда в драме «На дне».
3. «Бывшие люди» в драме «На дне».
Примерный развёрнутый план сочинения по пьесе М. Горького «На дне»
Тема: Социальная и философская проблематика пьесы Горького «На дне»
I. Вступление
Дать определение понятию драматургический конфликт. Природа конфликта пьесы «На дне». От конфликта к проблематике.
II. Основная часть
1) Социальный конфликт и социальная сторона проблематики: эпизоды, жизнь «бывших людей», существование «на дне», бытовые подробности.
2) Философский конфликт и философская сторона проблематики: экзистенциальные, нравственные, этические вопросы, появление Луки, отношение ночлежников к нему, условная классификация героев, обусловленная разным отношением к Луке, категориям правды и лжи, мечты и веры.
3) Отдельно отметить важнейшие особенности организации сценического действия, специфическую организацию событийного ряда, сцены «за кулисами», диалоги и монологи, речевые характеристики персонажей роль любовного конфликта. Рассматривать эти особенности необходимо, не уходя от темы: каждая должна быть раскрыта в контексте рассмотрения социальной или философской проблематики пьесы.
III. Выводы
Обобщающие выводы. Отметить, как особенности проблематики соотносятся с особенностями жанра. Традиции и новаторство в драме Горького на дне.
Дополнительное чтение
«Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Бывшие люди», «Песня о Буревестнике», «Дачники», «Мать», «Васса Железнова», «Жизнь Матвея Кожемякина», автобиографическая трилогия: «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Несвоевременные мысли», «Жизнь Клима Самгина».
Тексты о текстах
Л. А. Колобаева. Концепция личности в русской литературе рубежа XIXXX вв.;
Л. А. Колобаева. Концепция личности в творчестве М. Горького;
И. К. Кузьмичев. «На дне» М. Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике;
Л. М. Спиридонова. М. Горький: диалог с историей.
И. А. Бунин
(18701953)
Ивана Алексеевича Бунина можно было бы смело назвать последним русским писателем XIX столетия, но всё же он был и истинным писателем века XX, несмотря на внешнюю консервативность стиха и прозы, неприятие «измов», тоску по ушедшей навсегда эпохе, по ушедшей навсегда стране.