Ил. 2. Сундук. Конец XIX начало XX века, Екатеринбургский уезд Пермской губернии. Дерево, жесть, «мороз» по жести, литье, окраска, тиснение, гравировка, столярная работа (частное собрание).
После того, как артель «Производственник» стала фабрикой, внешний вид сундуков несколько изменился. В качестве примера можно назвать сундуки из Невьянского музея29. Как и раньше, они делались «горками» и имели несколько стандартных размеров. Сундуки сплошь обивались листами жести черного цвета, на которые желтой краской наносились различные орнаментальные мотивы (использовался трафарет): звезды, розетки, волнистые линии и т. д. (ил. 3). Но тонкие полосы, которые ранее часто были одного цвета с листами жести, теперь делались контрастными им, то есть белыми. В основном композиции повторяли традиционные схемы с двумя ромбами на лицевой стороне. Петля, как правило, очень простая, в виде тонкой железной полосы. Такие сундуки представляют один из самых распространенных видов быньговских изделий, они очень узнаваемы на фоне другой продукции уральских мастеров-сундучников.
Ил. 3. Сундук. II половина XX века, село Быньги (деталь, частное собрание).
О шкатулках быньговских мастеров дает представление изделие Михаила Ивановича Бабарыкина30. Оно датируется 19231924 годами. Шкатулка окована жестью, покрыта лаком. Ее крышка и лицевая стенка украшены расписным растительным орнаментом серебристого цвета, а оборотная стенка и низ изображениями крупных розеток. Края шкатулки обшиты со всех сторон широкой полосой с тисненым узором из завитков, листьев и овальных фигур. На лицевой стенке личина из латуни, на торце крышки, как часто делалось уральскими мастерами, небольшое латунное кольцо.
Таким образом, Быньговский завод предстает одним из значительных очагов уральского сундучного промысла. Мастера привозили свои изделия на ярмарки, экспонировали их на различных выставках. Промысел существовал на протяжении длительного времени (с XVIII по вторую половину XX века) и его эволюция соответствовала основным направлениям развития уральского сундучного центра.
Опубликовано: Сундучный промысел села Быньги (Средний Урал, XVIII первая половина XX века): материалы к истории // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. 1 (24). С. 1017.
Сундук-подголовник (1750) из коллекции отдела народного искусства Русского музея: художественные особенности и европейский контекст
В литературе по истории русского сундучного дела крайне редко встречаются публикации, посвященные одному произведению31. Как правило, речь идет о каких-либо аспектах истории промысла, конкретных мастерских, музейных коллекциях, типах сундуков и шкатулок и проч.32 Тем не менее, среди изделий русских сундучников встречаются вещи, достойные стать объектом самостоятельного исследования.
В настоящей статье речь пойдет о сундуке-подголовнике из собрания отдела народного искусства Русского музея33. Он часто упоминается в публикациях34. Однако эти упоминания очень кратки и служат лишь для иллюстрации каких-либо вопросов и проблем народного искусства. Не был проведен анализ художественных и конструктивных особенностей подголовника, не прослежена история его бытования. В некоторых работах он был неправильно датирован XVII веком. Кроме того, вещь не была поставлена в контекст истории европейского сундучного производства. Настоящая статья призвана заполнить эти пробелы.
* * *
По определению историка и археолога Павла Ивановича Савваитова (18151895), «подголовник невысокий сундук или ларец с наклонной крышкой, окованный железом, с внутренним замком и с выдвижными внутри ящичками, в которых хранились драгоценности»35. Одно из самых ранних упоминаний слова «подголовок» встречается в 1574 году в Книге прихода Волоколамского монастыря: «Да в том же подголовке 5 рублев 20 алтынъ 8 де [нег] волостныхъ емчужных»36. В переписи вещей архиепископа холмогорского и важского Афанасия в 1702 году указано множество сундуков и среди них «подголовокъ под красною кожею окованъ резным луженым железом», в котором хранились деньги37. В 1722 году подголовок упоминается среди покупок Екатерины I: «Тогожъ числа куплен подголовокъ на поклажу писем, дано 2 р. 3 алт. 2 д.»38.
Подголовник (или «подголовок», «подголовашник») представляет собой предмет, изготовленный из дерева, чаще всего дуба. По форме это ящик со скошенной крышкой. Как правило, крышка состоит из двух частей, которые соединялись шарнирами: узкой, расположенной параллельно дну, и широкой, наклонной. Пропорции подголовников не были одинаковыми. Они варьировали от очень изящных произведений до массивных больших сундуков. Изнутри предметы разделялись деревянными пластинками на несколько отделений (их количество строго не определено), нередко на внутренние стенки навешивались ящички, снабженные дополнительной системой запоров39. На боковых стенках металлические ручки. Подголовники обивались железными полосами либо ажурными, либо сплошными. Под них подкладывалась слюда, а также ткань или бумага зеленого и/или красного цветов. Фигурная железная пластина защищала отверстие для ключа. Часто она украшалась гравировкой. На внутренней стороне крышки или на стенках северных подголовников можно встретить роспись40. В описании имущества боярина Федора Шакловитого (XVII век) указано: «подголовок Колмогорский, писан золотом, обит железом белым прорезным»41.
Надо отметить, что художественное оформление сундуков- подголовников очень различалось. В большинстве случаев оно зависело от заказчика. Встречаются как богато декорированные вещи, так и скромные в художественном отношении.
Подголовники служили для хранения документов, ценных вещей, денег, писем, и подкладывались в дороге под голову путешественника (как считается, от этого идет их название). Участник шведского посольства в Москву (1674) Иоганн Филипп Кильбургер писал: «Подголовок не делается так, чтобы на нем писать, потому что они обиты сверху различными лужеными железными обручами; русские же пишут как в коллегиях, так где-либо в другом месте, никогда иначе как на своих коленях; но такие подголовки сделаны для путешествующих в зимнее время и очень удобны для кладки под голову в санях, потому что известно, что в русские сани имеют обыкновение класть полную постель»42. Однако такое назначение подголовников не было единственным. Известны случаи, когда они были предметом снаряжения охотников и брались на охоту.
Подголовники были распространены во всех слоях населения: они встречались и крестьянских избах, и домах посадских жителей, и покоях высшей знати, и в царских хоромах43. Такие вещи на протяжении длительного времени делались не только на Русском Севере, но и в других регионах страны. Часто указывается, что сундук-подголовник типично русское изделие. Это не совсем так. Подобная форма бытовала во многих странах Европы (хотя назначение предметов порой отличалось).
* * *
Подголовник, о котором пойдет речь, поступил в собрание Государственного Русского музея из Эрмитажа в 1938 году44. До этого он находился в музее Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Как известно, после революции 1917 года МЦУТР некоторое время был филиалом Эрмитажа. В архиве этого музея сохранились сведения о том, что в МЦУТР подголовник был приобретен 29 марта 1914 года от некого Расула Магомеда Оглы45. Возможно, от того же человека поступили и другие вещи, которые сегодня также находятся в собрании отдела народного искусства ГРМ46. Где и когда мог Расул Магомед Оглы приобрести сундук выяснить на данный момент не удалось.