Из истории русского сундучного промысла (XVIII – XX вв.). Сборник научных статей - Пудов Глеб страница 7.

Шрифт
Фон

Отличия от дореволюционных были не в конструкции и пропорциях, а в орнаментике, в частности, вместо абстрактных геометрических фигур и розеток появилась советская символика. На поверхности одного из сундуков (более позднего времени), из числа встреченных автором, нанесены пятиконечные звезды, серп и молот (ил. 14). Они изготовлены из жестяных полос, что свидетельствует о мастерстве муромских сундучников.


Ил. 13. Этикетка артели «Приокский прогресс». После 1917 года, с. Вареж.


Ил. 14. Сундук. После 1917 года, Варежская волость. Деталь: орнамент с советской символикой (частное собрание).


Изделия других варежских артелей, например, Полянской, нередко выглядят несколько проще, хотя вряд ли в данном случае можно предполагать существенные отличия. Это был единый центр производства с прочными традициями, сформировавшимися на протяжении длительного времени. Кроме того, между организациями не было непроходимых границ: мастера переходили из артели в артель, обменивались материалами, сбывали продукцию в одних и тех местах. Стоит также отметить как важный факт наличие единого руководящего центра, откуда «спускались» различные планы и директивы.

Анализ опубликованной и не опубликованной информации, а также ее сопоставление с сохранившимися варежскими сундуками приводит к следующим выводам:

1. в конце XIX  I четверти XX века Варежская волость имела значение крупного центра по производству сундуков, который не только играл важные роли для местной кустарной промышленности, но и был известен на всероссийском уровне;

2. вследствие тесных связей с мастерскими соседних волостей (особенно Загаринской) варежские сундуки по конструктивным и художественным особенностям невозможно выделить из массы муромской сундучной продукции  главную роль в данном случае играют только клейма; при этом количество частных сундучных мастерских, существовавших в Варежской волости, превосходило количество заведений в других волостях;

3. организация промысла развивалась по пути от частных заведений к артелям; последние с течением времени также развивались в сторону укрупнения  несколько артелей объединялись под одной вывеской; позднее наступило время мебельных фабрик.


Опубликовано: Варежская волость  центр сундучного производства Владимирской губернии (конец XIX  I четверть XX века) // Наше Ополье. Краеведческий сборник.  2022.  2 (36).  С. 41  49.

Русский сундук как исторический источник

Сундук  неотъемлемая часть русской культуры. С незапамятных времен он служил для хранения ценных вещей, документов, одежды, пищевых запасов. Особую роль сундук играл в свадебном обряде. В нем перевозилось приданое из дома невесты в дом жениха. Свадебные сундуки хранились долгие годы и часто передавались в семье из поколения в поколение.

На протяжении истории крупными центрами сундучного производства были Москва, Великий Новгород, Холмогоры, Великий Устюг, Нижний Тагил, Невьянск, Муромский уезд Владимирской губернии, Макарьев, Вятка. В сельской местности сундуки и в настоящее время продолжают использоваться по прямому назначению, в городах же они стали антиквариатом или сувениром.

Несмотря на то, что русский сундук может рассматриваться как ценный исторический источник, этой теме до сих пор не было посвящено ни одного специального исследования. В научной литературе встречаются сведения о сюжетах росписи, так или иначе связанных с историческими событиями, например, со штурмом Нотебурга (1702 г.), информация о костюмах иностранцев, изображенных на оборотных сторонах крышек северных ларцов; причина появления некоторых особенностей росписи сундуков и ларцов видится исследователями в отношении старообрядцев к Петру I83. Тем не менее, роспись на сундучных изделиях Русского севера  самостоятельная область исследований, поэтому проблема, обозначенная в названии настоящей публикации, ей далеко не исчерпывается.

Цель статьи  характеристика русского сундука как исторического источника84. Задачи  введение в научный оборот новых сведений. При работе использовались сведения из специальной литературы, материалы Российского государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург) и Государственного архива Свердловской области (г. Екатеринбург). Материалом исследования стали произведения из коллекции Русского музея и некоторых других отечественных и зарубежных музеев.

Рассматриваемая тема почти безгранична. Публикация ни в коем случае не претендует на решение всех проблем и вопросов, связанных с ней. Сегодня можно отметить лишь несколько основных аспектов, точнее, выделить направления, по которым могут проводиться дальнейшие исследования.


* * *

В качестве вступления необходимо сделать несколько замечаний, которые представляются важными для дальнейшего изложения.

Научная познавательная ценность русского сундука определяется тем объемом информации, который он может дать о культурной и социально-экономической жизни прошлого. Большинство сундучных изделий  плоды сложного технического и художественного процесса. Несмотря на то, что каждый сундук был создан в определенное время и в определенном месте, следует подчеркнуть, что сундук (или шкатулка)  ценный комплексный источник, который позволяет судить о его производственно-технологической и художественной сторонах. Поэтому при изучении его истории, а тем более реконструкции конкретных видов изделий, необходимо обращение к другим видам и жанрам искусства, особенно иконописи и миниатюре. Даже сохранившиеся детали сундуков могут многое сообщить о количестве мастеров, их технических и художественных приемах, инструментах и проч. При этом не только сундуки сами по себе, но даже их состав, количество и декоративное оформление могут дать ценную информацию, например о состоятельности и принадлежности к определенному социальному слою их владельца85. Для удобства изложения рассмотрим несколько основных аспектов темы.


1. Надписи и клейма на сундуках и шкатулках

Они встречаются не только на внешних, но и на внутренних поверхностях предметов. Надписи обычно связаны с конкретными событиями, например, участием в выставке или свадьбой. Их можно разделить на четыре вида: 1. надпись, свидетельствующая об авторе; 2. надпись, свидетельствующая о том, для кого изготовлялся сундук или шкатулка; 3. надписи, связанные с участием изделия в выставках; 4. хозяйственные надписи. Это деление условно. Например, надписи с фамилией могут свидетельствовать и об авторстве и об участии в выставке, надписи с названием завода также могли быть сделаны в связи с участием изделия в выставке. Однако предложенное деление позволяет точнее охарактеризовать весь комплекс надписей, сохранившихся на изделиях русских сундучников.

В собрании Русского музея находится погребец, украшенный листами «мороженой» жести янтарного цвета86. Его края обиты полосами золотистого цвета с геометрическим орнаментом, выполненным в технике тиснения (ил. 15). Тонкие полосы образуют на крышке и на всех сторонах узор в виде клеток. На погребце  ярлычок «Пермская». На дне вещи  надпись карандашом: «Мастер О. П. Лаптевъ». Известно, что в Нижнем Тагиле, на Старо  базарной улице, на рубеже XIX  XX веков существовало сундучное заведение Осипа Поликарповича Лаптева. Эта была крупная «фабрика», участвовавшая в выставках. В каталоге Всероссийской кустарно  промышленной выставки в Петербурге (1902) значится: «Осип Агапович Лаптев. В мастерской работают: один из состава семьи хозяина и 23 постоянных рабочих, не считая мастеров детальщиков, берущих работу на дом за сдельную плату. Ежегодно изготовляется Лаптевым шкатулок, погребцов и сундуков на сумму до 3000 рублей. Сбываются изделия на Ирбитской и Нижегородской ярмарках»87.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке