— Да, суета сует… Вот так и жизнь проходит в боренье с химерами. Однако, мне кажется, ты меня не совсем верно понял.
— Отец Дитрих?
Он взял меня за локоть, пальцы у него на диво цепкие, огляделся и повел к выходу на балкон. Я кивнул сопровождавшим меня
телохранителям, и они сразу закрыли дорогу своими телами.
С балкона открывается дивная картина прекрасного Геннегау, но отец Дитрих повернулся к парапету спиной, на меня взглянули мудрые глаза
много прожившего, много повидавшего и много понявшего в этой сложной жизни.
— Сын мой, — произнес он мягко, но с укором, — ты не совсем верно меня понял… или я не сумел объяснить достаточно внятно.
— Отец Дитрих?
Он сказал со вздохом:
— Я рекомендовал тебе побывать в Храме Истины вовсе не от имени церкви. И все еще рекомендую.
Я быстро вернулся в зал, ухватил ближайшее кресло и бегом принес на балкон.
— Отец Дитрих, прошу вас. Позвольте, помогу сесть.
Он с легким кряхтеньем опустился на сиденье, в спине звучно хрустнуло.
— Благодарю, сын мой.
— Отец Дитрих, — напомнил я, — вы рекомендуете посетить Храм Истины… от себя лично? Почему?
— Увы, сын мой, — сказал он невесело, — церковь, в силу того что ее идеалы должны принять сердцем как можно больше людей,
подстраивается под их вкусы… нет, требования широких масс.
— И уровень? — подсказал я.
— Да-да, — сказал он, — спасибо. Именно уровень. Люди все-таки в массе хорошие и простые, совсем не герои и не подвижники. Их пугают
рассказы о великих аскетах, занимавшихся истязанием плоти, им нужны более простые и понятные примеры того, почему нужно жить по-
христиански, а не… язычески.
Я воскликнул с жаром:
— Это я как раз понимаю, отец Дитрих!
— В самом деле? — спросил он с сомнением. — Ты ведь так молод и горяч…
— Да, — сказал я торопливо, — но я как бы зело ленив ввиду развращенности комфортом… ну, нашими современными удобствами, ишь, мясо
жарим уже и на сковородках, какой позор и падение нравов! Потому я и сам хотел бы упрощенного христианства, чтобы и христианином быть, и
ничего для него не делать. Но я рыцарь, понимаю, делать надо и через «не хочу», но простой народ через это «не хочу» переступить не может.
Он посмотрел на меня пытливо и с одобрением.
— Понимаешь, — проговорил он с некоторой озадаченностью, — а с виду ты… гм… так мускулист и силен, что тебе мозги как бы и вовсе ни к
чему.
— Спасибо, святой отец, вы мне польстили.
— Помнишь, — сказал он, — я как-то говорил о Тертуллиане?
— Да, отец Дитрих!
Он вздохнул, отвел взгляд.
— Тертуллиан сделал для церкви едва ли не больше, чем все апостолы вместе взятые, ну, за исключением Павла. Тертуллиан заложил основы,
фундамент учения, однако церковь отказывается признавать его учителем церкви.
— Из-за его характера?
— Отчасти, — сказал он. — Отчасти. Его пылкий и непримиримый характер позволял ему одерживать сокрушительные победы в диспутах с
языческими мудрецами, однако он с таким же неистовством громил и церковные постулаты, упрекая в мягкотелости, терпимости, беззубости… Его
не отлучили от церкви только потому, что тогда такой процедуры еще не существовало, но у многих иерархов церкви и сейчас начинается нервный
тик, когда слышат его имя или приходится читать его работы.