(Теперь самое главное рассуждение. Как вы думаете, талантливые ли стихи сочинил Незнайка? Он взял рифму в духе поэта Цветика «речку овечку», но создал маленький поэтический шедевр. Какой шедевр, спросите вы? Здесь даже ритм нарушен. Все чудо стиха в нарушении ритма. И в нем главное достоинство этого стихотворения. Догадываетесь, почему? Первые две строчки показывают равномерное движение Знайки в сторону речки. А для того, чтобы перепрыгнуть через овечку, Знайке пришлось поменять ритм, перейти к бегу. Смотрите!
Знай ка шел гу лять на реч ку. Сколько равномерных движений сделал Знайка? Правильно! Восемь ровных шагов. А дальше?
Пе ре прыг нул че рез о веч ку. А теперь сколько? Точно! Девять! Разбежался и (Чтобы сохранить ритм стиха в духе поэта Цветика, нужно было, чтобы Незнайка убрал звук «О». Перепрыгнул через «вечку». Но никакой «вечки» не бывает. И не надо!
Но самый удивительный разговор между Знайкой и Незнайкой вот. Я специально его повторю.)
Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? вскипел Знайка.
Конечно, ответил Незнайка. Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.
(Вот здесь мы сталкиваемся с настоящей теорией поэзии. Для Знайки главное то, что он НЕ ПРЫГАЛ ЧЕРЕЗ ОВЕЧКУ, а следовательно, Незнайка попросту обманывает. А Незнайка неожиданно отвечает очень глубоко, как настоящий историк искусства: «Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть!!!» И действительно! Большая часть стихов (и не только стихов) фантазия, сказка, сон, выдумка. Или преувеличение.
Представьте себе, что замечательный детский поэт Наталья Хрущева прочитает Знайке свое крохотное (тоже из четырех строчек) стихотворение, которое называется «Такса». Вот оно!
Это неправда! скажет Знайка Наталье Хрущевой. Измеряем длину таксы. Пятьдесят сантиметров (вместе с хвостом). Такса выйдет из-под стула за три секунды. И никакого терпенья здесь не надо. А если считать до ста, то за это время из-под стула выйдет тридцать три таксы.)
Вот попробуй еще, так узнаешь! пригрозил Знайка. Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?
А сочинил Незнайка про Торопыжку невероятно остроумный стих:
Вот послушайте про Торопыжку, сказал Незнайка. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный.
(Невероятно талантливый стих! Как мы помним, Торопыжка вечно спешил. И «проглотил утюг ХОЛОДНЫЙ» означает, что Торопыжка был настолько голоден, что поторопился и не разогрел утюг. (То есть ел неразогретый обед!) Представляете себе, если бы Торопыжка проглотил ГОРЯЧИЙ утюг? В этих строчках есть ГИПЕРБОЛА. Это резкое преувеличение для того, чтобы усилить образ. Когда родители, ругая детей за непослушание, пользуются ГИПЕРБОЛАМИ, то дети обычно быстро реагируют на них.
Мама: Я тебе сто раз говорила, не трогай вазу разобьешь.
Ребенок: Мама, ты сказала только два раза сегодня и на прошлой неделе.
Конечно же, мама вряд ли говорила СТО РАЗ! А Торопыжка, который был ТАК голоден, что проглотил утюг, это тоже гипербола. Мы ведь часто говорим: я так голоден, что съел бы сейчас целого слона. Знайка, услыхав такую фразу, немедленно сообщил бы, что слон весит целых три тонны и проглотить такую громадину совершенно невозможно.
Торопыжка тоже недоволен стихотворением Незнайки)
Братцы! закричал Торопыжка. Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.
Да ты не кричи, ответил Незнайка. Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.
Так я же ведь никакого утюга не глотал, ни холодного, ни горячего! кричал Торопыжка.
(Незнайка пытается защитить свое стихотворение, но чувства юмора у Торопыжки нет ни на грош)
А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться, ответил Незнайка.
(И, наконец, последняя попытка поэта Незнайки.)
Вот послушай стихи про Авоську: У Авоськи под подушкой Лежит сладкая ватрушка.
Авоська подошел к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:
Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
(Здесь третий тип отношения к поэзии. Если лежит ватрушка, значит, полезный стих, указывающий, где найти ватрушку. А если НЕТ ВАТРУШКИ, значит, враки Незнайка пытается в третий раз объяснить смысл поэзии, но терпит окончательное поражение.)
Ты ничего не понимаешь в поэзии, ответил Незнайка. Это только для рифмы так говорится, что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я еще про Пилюлькина сочинил.
Братцы! закричал доктор Пилюлькин. Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врет про всех?
Довольно! закричали все. Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.
Только Знайка, Торопыжка и Авоська кричали:
Пусть читает! Раз он про нас прочитал, так и про других пусть читает.
Не надо! Мы не хотим! кричали остальные.
Ну, раз вы не хотите, то я пойду почитаю соседям, сказал Незнайка.
Что? закричали тут все. Ты еще пойдешь перед соседями нас срамить? Попробуй только! Можешь тогда и домой не возвращаться.
Ну ладно, братцы, не буду, согласился Незнайка. Только вы уж не сердитесь на меня.