Ошибки женщин в любви. Пагубные сценарии развития романтических отношений - Джорджио Нардонэ страница 2.

Шрифт
Фон

Эта типичная форма сопротивления переключает внимание на другого человека и на его недостатки, а это, как хорошо известно тем, кто изучает тему решения проблем, является первым шагом неудачного анализа проблемы, так как отвлекает от анализа собственных ошибок, который необходимо сделать, прежде чем перейти к оценке действий других.

Действительно, как только я признаю свои ошибки, я смогу изменить свои способы общения, и тогда начнет меняться и поведение моего партнера. Такой подход является более действенным, чем попытки заставить измениться другого.

Как говорил Ганди: «Если вы хотите изменить мир, начните с изменения себя».

Что же касается анализа развития любовных отношений, то важнейшим фактом является то, что современная женщина обладает гораздо большей силой влияния на отношения внутри пары, нежели мужчина, поэтому так важно в первую очередь сфокусировать свое внимание на изучении стратегий женского поведения. По этой причине в большинстве случаев женщина подобна хорошему рычагу, взаимодействуя с которым можно вызвать необходимые изменения отношений в паре.

Кажется, что подобное заявление противоречит исторической роли мужчины в обществе, но в последние десятилетия чаша, обозначающая роль в отношениях внутри пары, склоняется на сторону женщины.

Власть мужчины слабеет не столько в связи с процессами эмансипации женщин, сколько из-за разрушения мифа о мужской силе.

Более того, наше западное общество в целом и конкретно семья с ее гиперопекой словно бы «кастрирует» традиционного мужчину, который с радостью уступает женщинам обязанности и роли, когда-то принадлежащие ему.

Современная женщина, возможно, и рада была бы овладеть этой силой, но часто так случается, что победа обращается против победителя.

И так, ловушка заключается в том, что женщина сначала испытывает удовлетворение в связи с такой повышенной ответственностью за принятие решений, но затем со временем начинает испытывать глубокое разочарование и трудности.

Как мы увидим далее, в зависимости от особенностей характера женщины в таких ситуациях начнет проявляться та или иная дисфункциональная модель управления отношениями в паре. Но это лишь один из многих примеров того, как женщины в настоящее время играют решающую роль в динамике развития партнёрских отношений. Кроме того, поскольку женщины в бо́льшей степени, чем мужчины, склонны к самокритике, они более склонны к активному сотрудничеству и в бо́льшей мере открыты для изменений. Женщины постоянно задаются вопросами, мужчины делают это гораздо реже.

И, наконец, еще один аргумент и, пожалуй, более веский, чем любой другой объясняющий почему я обращаюсь именно к женщинам, а не к мужчинам: именно они в бо́льшей мере жалуются на недовольство отношениями в паре. Довольно редко я слышу подобные жалобы со стороны мужчин, в то время как женщины делают это постоянно. А как вы знаете, первое правило работы над решением проблемы работать с тем, кто на нее жалуется.

Сценарии поведения в романтических отношениях

В театральной традиции актеры играют роли и через поведение своих персонажей раскрывают их характер. Актёр, играя своего героя на сцене, учится придерживаться сценария и ставить акцент на определенных характеристиках поведения персонажа и особенностях его общения с другими. Эта аналогия кажется мне самой подходящей для описания типов женского поведения в отношениях внутри пары.

Возможно, самым точным определением было бы определение «паттерна» как повторяющегося образца поведения, с помощью которого поддерживается равновесие системы, но мне ближе аналогия с театром и его вселенной, где драма или комедия человеческих отношений выражается через характер персонажа и его историю.

Разница же с театром в том, что в нашем случае герои реальные люди, а не театральные персонажи, а их действия в большинстве случаев не выбираются, а совершаются внезапно или спонтанно без четкого планирования. Сценарии поведения, таким образом, не разыгрываются как роли, выбранные для театральной интерпретации пьесы, а являются действиями и реакциями человека в его собственном стиле. По этой причине они, как правило, остаются постоянными даже при смене партнера: каждый раз человек продолжает играть роль своего постоянного персонажа в новой комедии.

Холодные рационалисты могут посчитать это доказательством нерациональности и неразумности людей, но те, кто изучают механизмы возникновения проблем и их решений за пределами жестких рамок рациональной мысли, хорошо знают, что это является способом взаимоотношений между субъектом и реальностью. «Любое объяснение является гипотезой, но нет такого гипотетического объяснения, которое могло бы убедить в любви»,  утверждал Людвиг Витгенштейн[5].

Каждый из нас неизбежно создает свой собственный стиль управления реальностью, основанный на личном опыте, постепенно с течением времени складывая мозаику из тех способов, которые показали себя эффективными для достижения желаемых результатов.

Именно эффективность определенных способов поведения заставляет нас прибегать к ним и позже в аналогичных ситуациях.

Поэтому то, что я называю сценариями поведения в контексте отношений в паре, является определенным и специфическим способом управления отношениями с партнером, результатом индивидуального опыта «ассимиляции и аккомодации». Великий психолог Пиаже[6] использовал эти два механизма для определения эволюционного процесса, который каждый индивид реализует в своем развитии: открытие обучение приобретение навыков управления окружающей реальностью. В нашем случае этот процесс касается сферы эмоций и привязанностей, которые затем развиваются в романтические и любовные отношения.

Прошу простить мне это теоретическое отступление, необходимое для того, чтобы очистить сферу нашего исследования от гипотез о психодинамике детских травм, гипотез о внутренних импульсах и от психиатрических биологических гипотез, выдвигающих предположение, что повторение какого-либо поведения в любовных отношениях определяется наличием некого гена.

Паттерны действия и реакции повторяются как динамические механизмы, которые поддерживают равновесие личности человека и его идентичности в отношениях с партнером.

На этом этапе читательница может спросить себя: «В чем же состоит проблема?»

До этого момента все кажется совершенно естественным результатом адаптации по Дарвину и личностного роста по Пиаже. Проблема возникает тогда, когда актер больше не в силах менять своего персонажа, когда его роль в театральном значении не поддается изменениям, а он сам становится ее заложником.

Так происходит в любовной истории, когда человек упорно следует одному и тому же образцу поведения даже перед лицом неудачи: будучи не в состоянии изменить модель отношений и своего поведения, он способствует все большему закреплению дисфункциональных отношений с партнером.

Любовь, как и все явления, имеет свое развитие, поэтому отношения между двумя партнерами могут потребовать изменений в поведении, чтобы эти отношения сохранились.

Следовательно, то, что изначально дало саму возможность контакта и начала романтических отношений, возможно, затем должно будет измениться с учетом развития отношений.

Если это окажется невозможным из-за того, что сформировавшийся сценарий отношений стал слишком жестким, то кризис будет неизбежен.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке