Ошибки женщин в любви. Пагубные сценарии развития романтических отношений - Джорджио Нардонэ страница 3.

Шрифт
Фон

Любовные отношения, перефразируя Верлена, подобны судну с парусами, ведомому порывами ветра и рискующему разбиться о скалы, встреча с которыми неизбежна в открытом море, если судно не будет находиться под управлением искусного рулевого.

В давно минувшие времена мужчина брал на себя роль «рулевого», даже если им тонко манипулировали женщины, способные прибегать к тонким уловкам.

Сегодня мужчина эту роль не исполняет, поэтому у руля оказывается женщина, и именно она должна стать искусным рулевым.

Формулировка «паттернов отношений», которые я назвал сценариями, появилась путем анализа нескольких сотен ситуаций из жизни моих коллег и сотрудников, которые доказали не только, что эти сценарии действительно существуют, но и то, что они воспроизводятся как в их собственной жизни, так и в жизни их пациентов. Примерно год назад я выступал с моим докладом по этой теме на специализированном семинаре по терапии пар, что само по себе было несколько провокационно, учитывая, что участвовавшие в нем психиатры и психотерапевты были в основном женщинами, многие из которых придерживались феминистских взглядов. К моему удивлению, коллеги, приехавшие со всего мира, не оспаривали мое мнение, а наоборот, оценили его, согласившись, что оно не является мужским провокационным заявлением о женской несостоятельности. Напротив, они сочли мою формулировку сценариев любовных отношений полезным описанием «территории любви» и тех ошибочных путей, которые нередко выбирают женщины, оказываясь в них.

Такая реакция с их стороны убедила меня в необходимости написать книгу, которая должна быть легкой в чтении и полезной для читателей.

Итак, в этой книге, посредством прагматических терминов, описаны семнадцать форм выявленных мной сценариев развития любовных отношений как моделей действий и реакций; после каждого из них в качестве иллюстрации приведена история из жизни, позволяющая читающему понять динамику развития отношений через отождествление себя с персонажем этой истории и его переживаниями.

Сценарий первый: Фея

Красивая, здравомыслящая, добрая, всегда движимая самыми лучшими намерениями; элегантная и сдержанная; обаятельная, всегда любезная и вежливая со всеми; умная, старательная, успешная в учебе и работе. Такой можно представить современную фею. Она кажется настолько совершенной, что, похоже, лучше держаться подальше, чтобы не «запачкать» ее.

Однако женщина со всеми этими прекрасными качествами характера тоже совершает драматические ошибки в любовных отношениях с партнерами. Как любое лекарство при передозировке превращается в яд, так и свойство феи «всегда и во всем быть прекрасной» может оказаться смертельно вредным для нее самой. Наиболее очевидным проявлением этого качества в романтических отношениях является неспособность инициировать и поддерживать конфликт в отношениях с партнером. Фея непременно стремится любой ценой избежать конфликтов, даже если это наносит ущерб самим отношениям.

Эта особенность ее характера побуждает прощать любое зло или насилие, поскольку для нее первостепенной потребностью является сохранение спокойных отношений с партнером: в ее истории, как в сказках, у всего должен быть счастливый конец. Но к несчастью для нее, наша фея часто встречает партнеров, имеющих комплементарные сценарии. И действительно, нередко у нее завязываются отношения с партнером, являющимся отнюдь не миролюбивым и благожелательным «волшебником», а наоборот, чаще всего человеком неверным и движимым не лучшими намерениями, а самыми порочными страстями. Эти отношения будут убийственны для милой феи. Ее прекрасным манерам будут противопоставлены диаметрально противоположные: агрессия, недоброжелательность, несправедливость и достаточно часто склонность к предательству. Пара «фея изменник» столь же смертельна для героини с таким сценарием, как и довольно часта.

Кроме того, сочетание этих дополняющих друг друга сценариев не ограничивается сферой любовных отношений, а проявляется и в дружеских отношениях, особенно у женщин. Наша фея с чудесным характером нередко подвергается плохому обращению и неожиданному предательству со стороны своих самых близких подруг. Ей как будто удается навлечь на себя непредсказуемую ярость даже, казалось бы, кротких людей по причине невыносимого отсутствия у нее недостатков. В чем же причина такой несправедливости? В том, что она слишком идеальна. Это весьма распространенное явление в отношениях в подростковом возрасте, но нередко этот поведенческий паттерн можно обнаружить и в более позднем возрасте, возможно, из-за замедленного развития личности.

Однако, анализируя непосредственно свой жизненный опыт, фея должна была бы убедиться, что мир в основе своей зол, и перед лицом существенных доказательств ей стоило бы приобрести ту необходимую для выживания крупицу здоровой злости. В конце концов, она осознала бы, что причина ее проблем в ее собственном ошибочном поведении, ибо парадокс в том, что ее наказывают за излишнее дружелюбие. Осознав это, она проживает естественную реакцию изменить свое поведение на противоположное. Однако, она никогда не сможет стать агрессивной или стервозной, поскольку для нее это невозможно. Поэтому единственной возможностью возмездия для нее является превращение в «ведьму» в плане чувств, а не поведения, и тогда мы видим, что каким бы милым не оставалось ее поведение, внутри она становится порочной и злой. Из этой трансформации вытекает внутренняя дисфункция, заключающаяся в противоречии между двумя способами самовыражения в межличностных отношениях, которая, имея характер приобретенный, а не врожденный, неизбежно приведет к результатам, противоположным желаемым. Утрата первоначальных качеств, если при этом наша фея не приобретает способность влиять на дурное поведение других, является лишь маскирующей операцией, и разрушает саму фею, и на этот раз у тех, кто будет считать ее виноватой, будет для этого основание.

История Джорджии

Ее длинные белокурые кудри соскользнули с плеч на клавиатуру пианино. Длинные изящные пальцы бегали от белых клавиш к черным, вызволяя из инструмента проникающую мелодию ноктюрна Шопена.

Под длинным темным платьем угадывалось изящное тело, словно стремящееся за потоком музыки

Она закончила играть и встала. Высокая, подобная статуэтке, она стояла перед аудиторией, разразившейся как всегда бурными аплодисментами. С ее светлой улыбкой и ангельским взглядом, казалось, она явилась из других миров, из самой удивительной из когда-либо рассказанных сказок.

Примечания

1

Курт Фри́дрих Гёдель (19061978)  австрийский логик, математик и философ математики. Наиболее известен сформулированными и доказанными им теоремами о неполноте, которые оказали огромное влияние на представление об основах математики. Считается одним из наиболее выдающихся мыслителей XX века (прим. пер.)

2

Альфред По́льгар; настоящее имя Альфред Полак (18731955)  австрийский писатель, афорист, критик и переводчик (прим. пер.)

3

Арденго Соффичи (18791964)  итальянский художник и художественный критик. Один из основателей футуризма (прим. пер.)

4

Стокгольмский синдро́м термин, популярный в психологии, описывающий защитно-бессознательную травматическую связь, взаимную или одностороннюю симпатию, возникающую между жертвой и агрессором в процессе захвата, похищения и/или применения угрозы или насилия. Под воздействием сильного переживания заложники начинают сочувствовать своим захватчикам, оправдывать их действия и, в конечном счёте, отождествлять себя с ними, перенимая их идеи и считая свою жертву необходимой для достижения «общей» цели (прим. пер.)

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке