Позитивные изменения. Города будущего. Тематический выпуск, 2022 / Positive changes. The cities of the future. Special issue, 2022 - «Позитивные изменения» Редакция журнала страница 7.

Шрифт
Фон

Norman Foster, British architect and designer, winner of the Pritzker Prize:

"Architecture is an expression of values the way we build is a reflection of the way we live. This is why vernacular traditions and the historical layers of a city are so fascinating, as every era produces its own vocabulary. Sometimes we have to explore the past to find inspiration for the future. At its most noble, architecture is the embodiment of our civic values Our work might provide some references from the past for future generations we have yet to see a complete understanding of the impact of environmental issues on architecture."

Cite: Rosenfield, K. Norman Foster's interview with The European: "Architecture is the Expression of Values." Retrieved from: https:// www.archdaiiy.com/56353//interview-norman-foster-on-the-role-of-architecture-in-modern-society. 31 October 2014. ArchDaily. (accessed 08.11.2022).

Ma Yansong, founder of China's most famous architectural firm, MAD Architects, a professor at Beijing University of Civil Engineering and Architecture:

"Architecture for me is a conversation, in which I look back to the past and project my ideas into the future. Architecture is art, attitude, and emotions. All these things need to be linked."

Cite: Belogolovsky, V. Ma Yansong: "Some People May Say My Work Is Futuristic, But I See It as Traditional." Retrieved from: https://www. archdaily.com/891656/ma-yansong-some-people-may-say-my-work-is-futuristic-but-i-see-it-as-traditional. 30 March 2018. ArchDaily. (accessed 08.11.2022).

Can we talk about some kind of universal approach to city design?

Norman Foster, British architect and designer, winner of the Pritzker Prize:

"The model for every city must be different there is no one-size-fits-all approach to urban development. However, there are common problems, and cities can learn from one another one of the most important lessons, in terms of reducing energy and creating a walkable, enjoyable city, is density."

Cite: Rosenfeld, K. Norman Foster's Interview with The European: "Architecture is the Expression of Values." Retrieved from: https:// www.archdaily.com/563537/interview-norman-foster-on-the-role-of-architecture-in-modern-society. 31 October 2014. ArchDaily. (accessed 08.11.2022).

Will the city of the future, the eco-city, promote civic engagement? What is needed for that?

Norman Foster, British architect and designer, winner of the Pritzker Prize:

"We have to be looking at settlements the combination of infrastructure the connections, the public spaces, the links, the transport because the sustainable city now and in the future is about strong civic leadership. Its about pedestrianisation: people over cars. Its about density. High-density cities consume less energy and theyre more friendly. Its also about mix-use: the traditional city never got over into areas where you live, areas where you work, cultural areas. It was a wonderful mix of that. So we have to rediscover those virtues."

Cite: Lord Norman Foster on the future of cities. Retrieved from: https://www.architecture.com/knowledge-and-resources/knowledge-landing-page/lord-norman-foster-on-the-future-of-cities. 29 June 2017. RIBA. (accessed 27.10.2022).

Экспертные статьи / Expert Publications

История городов будущего: от античного полиса до города «по интересам»

Иван Смекалин

DOI 10.55140/2782-5817-2022-2-S2-16-23


Во время разговора о городах будущего большинство людей, скорее всего, представит красочные компьютерные отрисовки футуристического вида зданий с нулевым выбросом углерода. Цель этой статьи состоит в том, чтобы показать, что разговор о городе будущего имеет гораздо более широкие границы и ведется не одно столетие. В этой экскурсии по истории развития концепта будут затронуты исторические, социальные и культурные контексты обсуждения города будущего и то, как менялось понимание города в разные исторические эпохи.


Иван Смекалин

Аналитик Фабрики позитивных изменений, магистрант Высшей школы социальных наук (Париж)


ДО ГОРОДА: АНТИЧНЫЙ ПОЛИС

Античный полис как сообщество горожан отличался от того, что под городом понимается сейчас: город сливался с деревней и был неразделен с ней и государством (Сванидзе, 1999). Платон в своем «Государстве» пишет образ идеального общественного устройства, которое располагается именно в границах полиса.

В рамках идеального полиса Платон описывал сосуществование разных социальных категорий ради общего блага. Планировка города имеет структуру в виде вложенных кругов с центром в виде храмового комплекса и дворца (Поляков & Крюкова, 201 5). Полис состоит из, собственно, города и прилежащих к нему земельных участков, где у гражданина имеется два жилища в городе и на окраине. Дома граждан в городе непрерывно располагаются по периметру круглого квартала, а в центре кварталов стоят общественные постройки (суды, торговые площади, гимнасии и военные части). Кольца жилой застройки опоясываются зелеными зонами и водоемами. Эта планировка города должна была служить концепции справедливого общественного устройства срединного пути в политике, когда каждый гражданин имеет четкое место в государстве (философ, воин или ремесленник) и место жизни в городе. Полис Платона строился на автономии и полной статичности проект не предполагал торговли с внешним миром и каких-либо изменений устройства города.

ГОРОД КАК СРЕДНЕВЕКОВАЯ СЛОБОДА: ГОРОДСКОЙ ВОЗДУХ ДЕЛАЕТ СВОБОДНЫМ

Город как самостоятельное явление исторически возникает как следствие специализации труда. В IXXIII веках город отделяется от деревни как место, где живут ремесленники и церковные иерархи. Города возникают как центры торговли и ремесленного производства (Тилли, 2009). Здесь стоит отметить, что город в современном смысле это исторически обусловленный феномен, которому около тысячи лет. Более того, на протяжении этих лет большая часть человечества жила в деревнях, и только в 2006 году количество горожан стало преобладать[3].

Именно в Средневековье город стал производить социальные отличия: он стал центром торговли, управления, религиозной и общественной жизни (Сванидзе, 1999). Жители перебирались из деревни в город еще и по той причине, что существовал правовой обычай «Городской воздух делает свободным» (Гуревич, 2005). Он означал, что крепостной получал свободу после нескольких лет жизни в городе. Города создавались на чьей-то земле земле феодала, монарха или церкви. Одновременно со сложением городской системы появилось коммунальное движение. Это была борьба сообщества горожан (городской коммуны) против своего сеньора. Идеальный город Средневековья имеет художественное и метафизическое воплощение в виде Града Божьего без конкретного образа городской планировки.

ГОРОД ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: ОВЦЫ ОПУСТОШАЮТ ГОРОДА

Средневековый город сильно изменится с индустриализацией. В его центре начинают появляться промышленные постройки и новые социальные классы. На стык средневекового и модернового города приходится выход работы Томаса Мора «Утопия». В ней он сильно критикует современную ему индустриализацию и те негативные последствия для сообщества, которые она несет: «Ваши овцы стали такими прожорливыми и неукротимыми, что поедают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Здесь Мор описывает практику огораживания сельскохозяйственных земель под пастбища для производства шерсти, что сопутствовало созданию суконной промышленности в Великобритании началу промышленной революции. Огораживания наносили удар по экономическому благосостоянию крестьян, а также по их культуре и обычаям.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке