В «Утопии» Томасом Мором использовались идеи Платона. В противовес надвигающемуся промышленному обществу, за основу идеального города была взята аграрная семейная община город состоит из домохозяйств отдельных семейств, которые по наследству передают знания о своем ремесле. «Утопия» Мора известна за сенсационное по тем временам предложение об отказе от частной собственности и полной унификации вплоть до одинаковых одежд и жилищ. В середине квадратного города протекает река, по берегам которой располагаются культурные и общественные сооружения.
Пространственное устройство Утопии во многом схоже с концепциями «идеального города», которые были распространены в эпоху Возрождения. Общими принципами этих проектов стали: следование четким геометрическим формам, симметрия и центричность, наличие оборонительных построек по периметру и общественных пространств в центре (Романова, 2015). Примечательно, что проекты «идеального города» были в прямом смысле утопическими то есть располагались в абстрактном пространстве и проектировались универсально, то есть без привязки к географическим особенностям территории.
ГОРОД БУРЖУАЗИИ: ЧЕМ ОН ЖЕЛАЕТ БЫТЬ?
Средневековый город заканчивается тогда, когда рождается новый социальный класс буржуазия. Это уже не крестьяне, которые работают на земле и принадлежат ее владельцу, и не ремесленники, которые закабалены через цеховую и корпоративную системы.
В частности, именно городская буржуазия участвует в событиях Великой французской революции: горожане выступают против феодальных привилегий аристократии и за свободу частной собственности (Хобсбаум, 1999). Французский политический деятель, известный как аббат Сиийес, современник событий, следующим образом сформулировал требования третьего сословия (всех граждан кроме духовенства и дворянства): «Что такое третье сословие? Все. Чем оно было до сих пор в политическом отношении? Ничем. Чем оно желает быть? Чем-нибудь» (Сиийес, 2003). После революции город становится «чем-нибудь»: революционеры стремятся как можно сильнее отразить новые ценности в архитектуре, горожане начали заново открывать его для себя: дворянские дворцы превращались в общественные и торговые пространства. Французская революция стала отправной точкой для города будущего: идеальные города стали располагаться не в неопределенном пространстве, а стали подлежать рациональному проектированию (Романова, 2015).
В «Утопии» Томасом Мором использовались идеи Платона. Книга известна за сенсационное по тем временам предложение об отказе от частной собственности и полной унификации.
Мор положил начало отдельному жанру на стыке художественной литературы и публицистики утопии. В XIX веке идеи Просвещения создали новый класс писателей утопических социалистов, которые отдельное внимание уделяли городу и тому, как совместная жизнь людей может служить для воспитания лучших моральных качеств.
Индустриальная революция открыла железо как новый материал строительства: из него начинают делать выставочные залы, вокзалы и павильоны, то есть общественные пространства (Беньямин, 1996). Пассажи как крытые торговые улицы стали чертой Парижа эпохи Наполеона. Именно в пассажах Шарль Фурье увидел Фаланстер. Идея состояла в том, чтобы создать самодостаточную коммуну на около полутора тысяч человек, которые бы жили в одном доме-фаланге. Жилые корпуса соединяются с центральным многофункциональным блоком за счет крытых галерей-пассажей, а зонирование происходит по вертикальному принципу: подземный уровень отводится для бытовых помещений, а верхние уровни для проживания.
Череда революций и контрреволюций радикально изменили облик города. Например, в качестве акта контрреволюции во время реставрации монархии, была проведена одна из самых известных перепланировок городов так называемая османизация Парижа. Градоначальник Барон Осман, в том числе чтобы предотвратить возведение баррикад, прорубил широкие бульвары. Так узкие средневековые улочки, непригодные для прогулок, стали пешеходной зоной с доступом к созерцанию города и его общественной жизни. Будучи запечатленной в творчестве художников, перестройка сильно повлияла на образ идеального города, и пешеходные зоны стали обязательным пунктом в современном градостроительстве.
Именно про новый, городской, класс были написаны первые исследования города. В знаменитом эссе Г. Зиммеля (2002) город как явление модерна воспринимается как причина растущей индивидуализации и разобщенности жителей. Эта критика во многом остается актуальной и по настоящее время, и учитывается в моделях города будущего. Ф. Теннис (2002) связал мировоззрение городского класса с возникновением общества в противоположность общности, которая присуща деревне. Здесь стоит указать на то, что разделение между городом и деревней началось в раннее Средневековье и привело к социальным различиям, которые встретили свою критику только в конце XIX века. Эта критика воплотилась в проекте «Города-сада» Э. Говарда, снимающего разделение между городом и деревней.
Идея Говарда состояла в том, чтобы объединить пригородные сады и город в одно пространство без трущоб (Beevers, 1988). В частности, его идеи содержали новаторские и по сей день замечания, что рабочие места должны быть на окраине, а общественные пространства в центре (Там же). Это позволит сократить маятниковую миграцию и предотвратит создание спальных районов, то есть инфраструктура служит решению социальных вызовов. Эти идеи найдут свое отражение в концепции 15-минутного города XXI века, который используется при разработке генпланов городов в Австрии и Франции.
Рядом с «Городом-садом» Говарда располагается «Лучезарный город» Ле Корбюзье. «Лучезарный город» состоит из высоток с зелеными насаждениями с высокой плотностью населения и компактностью застройки. Типовая застройка, повторяющая однообразные элементы жилых единиц, была призвана спроектировать проект социального равенства (Хасиева, 2022).
ГОРОД ПОСТМОДЕРНА: ПРОТИВ ДЕКОРАЦИЙ РЫНКА
После окончания Второй мировой войны политика в целом и градостроительная в частности имела одну главную цель невозвращение к довоенному состоянию кризиса. Для построения послевоенного (и постмодернистского) общества нужно было перестроить города, для чего использовались проекты Ле Корбюзье и Эбенезера Говарда[4].
Однако, одновременно проекты развития начали приводить к унификации и обезличиванию пространства: города строились по одинаковым проектам, с разделением на функциональные зоны и сведением горожанина к экономической функции. Ги Дебор (2000) писал, что послевоенное обустройство территории: «является изъятием капитализмом себе в собственность человеческой и природной среды» и стремится «перестраивать всю тотальность пространства как собственную декорацию». Тенденции современных городов описываются как создание «все более замкнутых и изолированных городских пространственных структур, преобладанию оборонительных архитектурных форм в ядре городского окружения» (Кук, 2002).
В эссе Г. Зиммеля «Большие города и духовная жизнь» город воспринимается как причина растущей индивидуализации и разобщенности жителей. Эта критика учитывается в моделях города будущего.
Постмодернистская концепция города состоит в том, чтобы отойти от тотальности проектирования крупномасштабных и технологически рациональных городских планов. Она обращается к локальным идентичностям и местным сюжетам, чтобы создавать специализированные и кастомизированные пространства. Постмодернистские архитекторы отказываются от монофункционального зонирования пространства, когда кварталам присваивается функция в рамках какого-то большого социального проекта[5]. В их представлении пространство не может быть просто функцией от социального заказа, поскольку пространство само по себе ценно и не бывает пустым: у него есть свои жители, природа и экосистемы, а также архитектурные постройки.