Глава 1
Природа навязчивостей
Определение обсессивно-компульсивного расстройства
Обсессивно-компульсивное расстройство можно охарактеризовать как взаимосвязанную совокупность навязчивых мыслей (обсессий) и навязчивых действий (компульсий). Обсессии это повторяющиеся, назойливые, вторгающиеся (интрузивные), нежелательные мысли, образы, импульсы, которые захватывают сознание человека, трактуются им как чужеродные, неприятные и опасные и сопровождаются эмоциями тревоги, вины, стыда или отвращения и весьма сильными позывами к совершению определенных ритуальных действий (компульсий) для облегчения состояния. В свою очередь, компульсии это повторяющиеся физические или ментальные ритуальные действия, которые человек совершает с целью нейтрализации навязчивых мыслей, образов и представлений (и их «возможных» плохих последствий), а также для избавления от эмоционального дискомфорта, сопровождающего обсессии. Люди с навязчивостями довольно часто разделяют верование о тождественности мыслей и действий, полагая, что нежелательные и неконтролируемые мысли приведут к каким-то нежелательным и неконтролируемым действиям или как-либо негативно повлияют на реальность, если не контролировать, не подавлять и не блокировать эти навязчивые мысли за счет ментальных (внутренних) или поведенческих (внешних) ритуальных действий или если не избегать триггерных ситуаций, провоцирующих возникновение этих нежелательных и назойливых мыслей.
Парадоксальный эффект и негативное подкрепление
Однако попытки блокировать навязчивые мысли с помощью ритуальных действий или определенных контрмыслей, как и избегание связанных с обсессиями ситуаций, приносят лишь временное облегчение, но в долгосрочной перспективе поддерживают и усиливают эти навязчивые мысли и образы, поскольку такие попытки сами являются продолжением навязчивостей. Действительно, «спасительные» действия, которые приводят к временному ослаблению эмоционального дискомфорта, заставляют человека продолжать осуществлять ритуалы, поскольку являются негативным подкреплением: совершение действий, уменьшающих дискомфорт и вызывающих облегчение, увеличивает вероятность выполнения этих действий в дальнейшем. Однако навязчивые действия, выполняемые в ответ на появление навязчивых мыслей, только подтверждают «опасность» обсессий, вынуждая человека прибегать ко все более частому и длительному совершению ритуальных действий. При этом сами эти навязчивые действия со временем становятся все более изощренными и вычурными.
Пытаясь «защититься» от обсессий и связанных с ними воображаемых негативных последствий, а также стремясь ослабить сопровождающие эти мысли тревогу и дискомфорт, человек вырабатывает привычку совершать компульсивные действия, которые только усиливают навязчивые мысли, из-за чего игра затягивается.
Типичные обсессии
Обсессии рознятся по своему тематическому содержанию, но наиболее частыми темами обсессий являются агрессия, сексуальность, религия, психическое здоровье, беспорядок, несовершенство, заражение, загрязнение и сомнения:
«Сейчас я нанесу вред себе или маме!»
«Я сейчас выпрыгну из окна!»
«А что если я невольно кому-то навредил?»
«Лучше бы мой ребенок умер!»
«Я могу чем-то заразиться!»
«Грязь, микробы или химические вещества могут оказаться в еде!»
«Сейчас я поцелую своего друга!»
«А вдруг я сорвусь и изнасилую свою сестру?»
«Я, наверное, педофил/гей/лесбиянка/трансгендер!»
«Бог накажет меня!»
«Я люблю/ненавижу инвалидов/изуродованные тела!»
«Я не сдержусь и выругаюсь в церкви!»
«А что если я сейчас скажу что-то неуместное?»
«Мне нужно определенным образом расставить вещи!»
«А вдруг я пропустил какую-то ошибку?»
«Я точно что-то недоделал!»
«Я не закрыл дверь/не выключил плиту/не перекрыл газ!» и т. д.
Типичные компульсии
Компульсии, нацеленные на нейтрализацию обсессий, предотвращение «потенциальных» негативных последствий этих мыслей и ослабление эмоционального дискомфорта, могут иметь как поведенческий (физический), так и когнитивный (ментальный) характер:
избыточное мытье рук/стирка одежды;
частые измерения пульса/давления/уровня кислорода в крови;
многократная перепроверка бытовой техники/дверных замков;
подсчитывание предметов и действий (шагов, ступенек, машин, столовых приборов);
повторение в голове определенных фраз, образов или чисел;
поддержание симметричности и наведение порядка;
накопительство вещей, не имеющих реальной ценности (еды, газет и т. д.);
чрезмерная дотошность при выполнении работы;
составление различных списков (перечней дел, покупок и т. д.);
частая потребность обращаться к высшим силам, молиться или исповедоваться;
привычка постоянно извиняться;
частый поиск поддержки, утешений и заверений со стороны близких;
просьбы родных и близких подтвердить факт совершения того или иного действия;
попытки убедить себя в том, что «все будет хорошо» и «ничего плохого не случится»;
попытки отвлечься, не думать о навязчивой мысли или заменить ее позитивной;
попытки найти логические доказательства того, что навязчивые мысли безопасны;
попытки бить себя по щекам, ругать и критиковать себя за наличие навязчивых мыслей.
Чистое «О» и грязное «К»
Некоторые исследователи заявляют о существовании так называемого обсессивного вида обсессивно-компульсивного расстройства, говоря иначе, расстройства, характеризующегося наличием одних обсессий без последующих компульсивных действий (так называемые «чистые обсессии», или «чистое О»). Безусловно, во многих случаях обсессии, условно говоря, доминируют над компульсиями, однако если компульсии не проявляются физически (внешне), это еще не значит, что их не существует на уровне мыслей (так называемые когнитивные ритуалы). Посему говорить о существовании такой формы расстройства, в рамках которой присутствуют сугубо одни обсессии (без сопутствующих им компульсий), затруднительно и даже нецелесообразно.
Ритуалы будут практически всегда в том или ином виде присутствовать при навязчивых мыслях, ведь с помощью этих действий человек пытается хотя бы на какое-то время облегчить свое эмоциональное состояние или устранить потенциальную «угрозу», описываемую обсессиями, и тем самым избежать эмоциональных страданий.
Как пишут психологи В. Ю. Разуваев и М. М. Манухин, «чистое О точно такое же ОКР, при котором есть другое навязчивое, отличное от компульсивных действий поведение, но оно обязательно есть».
Глава 2
Особенности мышления и поведения людей с навязчивыми состояниями
Ловушки навязчивых мыслей
Люди с навязчивостями полагают, что есть некое «правильное» состояние разума, в котором нет места нежелательным мыслям, образам и побуждениям: «У меня не должно быть таких мыслей, поскольку они неприемлемы и означают нечто ужасное». Но если человек расценивает свои навязчивые мысли как запрещенные, он тем самым лишь усиливает свой страх по поводу того, что они могут снова у него появиться, потому как невольно фокусирует свое внимание на том, есть ли у него в голове нежелательные мысли и образы, сканируя собственное сознание, что естественным образом повышает частоту обнаружения этих мыслей, ведь невозможно не думать ни о чем.
Попав на крючок навязчивой мысли, человек оказывается настолько захвачен этим ярким отторгающим внутренним представлением или образом, что просто не может понять, где заканчивается его обсессия и начинается непосредственно он сам.