Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и непродолжительной беседой.
При подходе к группе стоящих или сидящих, казак обычно снимал головной убор, кланялся и приветствовал: «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы, казаки!» Те отвечали: «Слава Богу».
В строю, на смотрах и парадах, полковых и сотенных построениях на приветствие казаки отвечали по Уставу хором: «Здравия желаем, господин» И дальше следовало звание приветствующего строй.
Так все и было до поры до времени Но времена ныне меняются очень быстро!
Наверное, пора сделать маленькое отступление от исторического экскурса в быт и нравы казачьи. Ведь все описанное было давно и уже прошло. А пришли новые веяния
Одна дама от избытка ума либерального на Фейсбуке охаяла Георгиевскую Ленточку мол дурная традиция, чуждая русскому народу. А в ответ на мое замечание в комментарии написала, что казаки были не беглыми русскими мужиками, а потомками злосчастных хазар. Блин, от кого ж они так по-русски чесать языки научились?
Так вот, про хазар, если позволите
Когда мусульмане изгнали богом избранный народ с земли обетованной, несколько тысяч иудеев добрались до низовьев Волги и основали город-крепость Итиль. Стали вести торговлю с окружающими народами. Это были сплошные кочевники. С востока к ним приходили караваны кипчаков, с запада печенегов, а с севера волжских булгар. На юге они воевали и торговали с арабами. Вели бойкий товарообмен с Византией. И самым ходовым был рабы. Их пригоняли кочевники из набегов на Русь.
Не знаю откуда взялось слово хазары, но иудеи народ грамотный и в мечтах, летописях и на картах своих создали вымышленную империю Хазарский каганат, включив в него земли всех кочевников, с кем торговали. Один всего-на-всего городишко, а получалась огромная империя. Ну, самомнения евреям не занимать.
Помните из песни о Вещем Олеге слова: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам» ? Почему неразумным? Так именно иудеи в своем Итиле подстрекали кочевников к набегам на Русь. Русские посольства не раз предупреждали их о возможных последствиях. Наконец, в десятом веке князь киевский Святослав взял «на копье» город-крепость Итиль. Лишил головы всех её жителей и не стало Хазарского каганата. Представляете? одним походом, в один день кровавого возмездия вдруг не стало целого народа!
Как это стало возможно? Да очень просто. Не было никакого народа. Была кучка беглых иудеев и их вымысел об империи.
Теперь сионисты в обиде за свой народ пытаются изобразить хазаров предками донских казаков. Представляете? в десятом веке канули в Лету, а в пятнадцатом (когда появились первые казачьи станицы на порубежье московского царства) всплыли на берегах Дона со своей, мол, культурой и традициями. Вот язык, правда, потеряли.
Обидно стало мне за казачество, за Георгиевскую Ленточку, которую баба эта дебильная обгадила походя для того и пишу бывальщину, чтобы довести до читателя: на ком стоит и стоять будет Земля Русская. Ну, конечно же, на народе и вековых его традициях, которые в нашей крови. Впрочем, умный читатель и так это знает, а глупому не берусь досаждать
В пику версии о хазарских корнях казачества скажу так ни с первого дня и ни с первого года беглые мужики с Руси стали чувствовать себя вольными казаками на берегах Дона, Днепра, Яика, Кубани, Терека
А ведь они действительно были вольными и называли себя братьями. Деление на свой-чужой было безусловным. Свой это казак не только с сохой в руках, но и с шашкой у пояса и ружьем на плече. Тот, кто всегда на острие. Тот, кто рискует своей жизнью. А врагов на порубежье было не мало.
Да и сами казаки довольно часто сбивались в ватаги и ходили в «туретчину за зипунами» лихой был народ.
Они действительно были воинами и землепашцами. Но тогда они были далеки от идеала: почти все пьющие, не сильно образованные, но безусловно отчаянные в военных походах. По-другому: личная храбрость железный принцип казачества. Такими их жизнь воспитала
Так они начинали беглые каторжники и крепостные крестьяне, убийцы, насильники, воры хуже хазар, которыми не были Не самая привлекательная сторона в казачьей истории, но из песни, как говорится, слов не выкинешь.
Много тогда здесь было грязи. Невероятно много Но когда в станицах появились женщины, а с ними детишки, начала формироваться казачья культура вольных пахарей и защитников.
Немало лет прошло и вод утекло в моря южные, прежде чем из беглых банд сформировалось настоящее казачье войско, что в своей форме и в строю при исполнении Гимна «Боже, царя храни!» снимало головные уборы.
Ну и дальше о культуре казачества
При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Рождество и Великий праздник Воскресения Христова. Причем, целование допускалось только среди мужчин и отдельно среди женщин.
Среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в станице.
Дети и младшие по возрасту казаки к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, добавляли имя. К пожилому казаку (казачке) обращались «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», прибавляя, если знали, имя.
При входе в хату (курень) мужчины крестились на образа, предварительно сняв головной убор то же делали и при выходе.
Извинения за допущенную оплошность приносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».
Суровые были времена богобоязненные. Теперь уже все не то сплошной либерализм в стране, плюрализм и пофигизм. Но отрадно сердцу русскому в казачьей станице не все еще позабылось
Одно удовольствие идти по селу (бывшей станице), посматривая по сторонам. Идешь и здороваешься какая разница знакомый тебе человек или нет? Главное уважительно
Сколько людей повстречаешь столько непостижимых характеров и явлений.
Создатель! А какие интересные личности встречаются иногда на наших улицах. Ведь не все из них приезжие много есть местных жителей, корни которых из казаков. Вот среди них-то чаще всего встречаются замечательные люди. И характеры.
Это их деды не начинали и не заканчивали ни одного дела и прием пищи без молитвы даже в полевых условиях.
Раньше «казак» было профессией, а для нынешнего поколения это судьба.
Характерной особенностью казачьей души была потребность проявлять доброту и готовность к услуге вообще, а постороннему особенно подать оброненное, помочь поднять тяжелый груз, поднести что-либо по пути, помочь при подъеме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо рядом сидящему.
В любой ситуации прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак обязан предложить рядом сидящему или стоящему.
Это в бою казак азартен и дерзок. А за столом на пиру нет предупредительнее человека. Такова культура в станицах
А вот в стране нравы начали меняться ровно тридцать пять лет назад, когда Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев М. С. объявил всеобщую гласность и демократизацию.
Союз тогда начал меняться настолько стремительно, что за переменами не успевали сами прорабы перестройки. Растерявшаяся от динамики перемен партийная и советская номенклатура утратила благодушие и важность.