Вот мы и подслушали их разговор.
Отец Вячеслав, так начала наша дама. Я страдаю неверием
Что, в Бога не веруете?
О нет, нет, я не смею даже подумать о неверии в Бога, но будущая жизнь это такая загадка! И никто-то, ведь никто не знает разгадки! Я не из легкомыслия теперь говорю, что представление это о будущей загробной жизни до ужаса и страдания волнует меня. И я не знала, к кому обратиться. Мне посоветовали побеседовать с вами и вот я здесь.
Ну, если вас волнует мое мнение, ответил мой подопечный, я вполне верую в искренность вашей тоски
Но тут наша дама, вполне многословная и сама любящая давать советы, не позволила договорить отцу Вячеславу и ударилась в новые рассуждения.
О, как я вам благодарна! Видите, я закрываю глаза и думаю: если все веруют, то откуда взялось это? А тут уверяют, что всё это взялось сначала от страха пред грозными явлениями природы. Ну что, думаю, я всю жизнь верила умру, и вдруг ничего нет, совершенный нуль, и только «вырастет лопух на могиле», как прочитала я у одного писателя. Это ужасно! Чем, чем возвратить веру? Как доказать бытие Бога и бессмертную жизнь? Я теперь пришла повергнуться пред вами и просить об этом. Ведь если я упущу и теперешний случай, то мне во всю жизнь никто уж не ответит. Чем же доказать, как убедиться? О, мне несчастие! Это убийственно, убийственно!
Я думал, что пресвитер, как обычно говорят священники, скажет: «Ну, разве сама жизнь: ее гармония, установленный порядок, целесообразность не является доказательством бытия Божия?» или скажет: «Читайте Евангелие, творения святых отцов» и так далее, все в этом роде, «там все говорит о Боге и бессмертии». Но хитрый поп сказал иначе.
Без сомнения, убийственно. Но доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно.
Как? Чем? в недоумении воскликнула дама.
Опытом деятельной любви. Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уже, несомненно, уверуете, и никакое сомнение не войдет в вашу душу. Это испытано, это точно
Да, ты знаешь, мой дорогой племянник, это уже претензия на старчество. Вот кого особенно ненавидит отец наш, так это старцев и вообще явление старчества. Это самая крепкая цитадель в стане Врага. Но у и нашего отца есть много хитрости против козней нашего Врага. Например, он явил такое явление, как младостарчество. Люди ловятся на него, как бабочки на огонь. Я тебе напишу как-нибудь об одном таком местном «старчике».
А Подлизе я сказал: «Лови свою даму на двух ее слабостях: болтливости и жадности. Давать деньги взамен чего-то это одно, а бескорыстно, «по любви к ближнему», это другое».
Тебе же, мой любезный племянник, желаю успехов на новом поприще. Ты правильно решил, что наших клиентов надо ловить на их слабостях. Ты попеременно води своего между чревоугодием и сребролюбием, верой и неверием.
Твой любящий дядя, антистратиг III ранга
Баламут-старший
Четвертое письмо племянника дяди
Мой дорогой дядя!
В первых строках моего письма спешу тебя уведомить о делах подчиненных мне мелких бесов, или кнехтов, как их называют опытные легионеры. Намедни я познакомился с одним из них, его зовут Психиатр. Он курирует двух клиентов со схожим диагнозом. Если среди духовенства есть «болезнь» младостарчество, то среди мирян апостольничество. Один из них проходит по кличке Австриец, второй Фотограф. У обоих мания аскетизма и страстное желание поучать в вере во Врага других. Оба были в молодости инженерами и материалистами, семей не создали, а потом «уверовали». Но по порядку.
В годы так называемой перестройки Австриец увлекся различными религиозными и философскими системами, а потом вдруг осознал себя православным, прочитав в книге нашего Врага такие слова: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се». Он и стал тем самым «и се». Другими словами, он решил стать новым апостолом и вторично крестить Русь. Психиатр понял, что все это произошло на почве размягчения его и без того мягкого ума, и внушил ему пойти к местному старому священнику просить благословения «нести слово Божие в народ». На что старый батюшка сказал ему, что еще рановато, сам, мол, еще просветись маленько. На что клиент Психиатр возмутился внутри себя: «Я хочу помочь Православной церкви, а мне связывают руки!..»
На его беду или счастье, этого я уже не знаю, рядом с православным храмом была община старообрядцев так называемого Белокреницкого толка, которых еще царская полиция называла «австрийцами». «Сам черт не разберет, кто из них есть кто и чем они отличаются друг от друга», подумал тогда Психиатр, но внушил ему, что именно через старообрядцев он станет настоящим апостолом, и дал ему кличку Австриец. С тех пор он креститься двумя перстами, ходит в рубище, с палочкой, «проповедует», что хочет, и везде, где хочет. Одного ему не хватает чтобы посетить дом отца нашего. Злобы на людей у него нет, лишь досада. Но время терпит.
Второй пациент Психиатра окончил политехнический институт, работал на престижном предприятии, увлекался походами на выносливость и фотографией, за что и получил кличку Фотограф. В 90-е годы он уверовал в нашего Врага и начал посещать его храмы. И вот что стало опасным: его вера приобрела практический характер. Он в одиночку ездил по городам и весям нашей подшефной территории и фотографировал старые, преимущественно разрушенные храмы. Он охватил их почти все и составил обширный альбом так называемых «домов Божиих», за что имел благодарность от людей и ангелов. Психиатр долгое время не мог подобрать к нему ключик, но обратил внимание на склонность его к аскетизму, молчаливость и замкнутость. Все бы хорошо, но была в нем тоненькая ниточка гневливости, вот ее и начал развивать Психиатр.
Он внушил своему подопечному, что тот мало делает для спасения своей души. Надо оставить все мирское и полностью посвятить свою жизнь нашему Врагу. После этого тот оставил работу, решив, что Он пропитает, оставил увлечение фотографией, оборвал все связи с внешними миром, стал регулярно посещать собрания в храмах (люди, почему то называют их богослужениями), поститься и молиться. И вот, выждав нужный момент, Психиатр внушил ему еще одну мысль: надо любить ближнего, учить людей «благочестию», но и быть при этом строгим к ним. И Фотограф поднял такую тяжесть, от которой надорвался. С ним произошел такой случай.
Однажды он стал строго поучать одного человека. Нужно, говорил он ему, жить не так, как ты сам хочешь, а так, как сказано в Божьем слове. Богу покоряйся, и он даст тебе все, что попросишь у него. А тот посмотрел на его затрапезный вид да и сказал: «Вот ты и попроси у Бога новую одежду, а то ходишь весь в дырьях и рваный». Рассердился тут наш Фотограф и отошел, ругаясь. А до того говорил, что надо прощать людей и любить их.
После этого гневливость начала развиваться у нашего дорогого Фотографа в гордыню. Он усилил аскетизм и стал говорить, что «мир во грехе погряз, не осталось больше христовой веры на земле», а его миссия на Земле закончилась и он в этом году умрет. Вот уже пять лет так говорит.
Ну, что-то я увлекся подопечными моих подчиненных, а о своем забыл. Мой Пожарник в свое время много потрудился на восстановлении храмов и монастырей, а вот сейчас, выйдя на пенсию, вообще ушел алтарничать в один из храмов. Стал такой постник и молитвенник, что просто дрожь в коленках, и постоянно повторяет: «Род сей изгоняется постом и молитвой». Это он про нас так! Ха, ха, ха! Я-то знаю, что он при моем усилии будет наш. Вот только не научился бы умной молитве. Мой дорогой дядя, ты не мог бы мне дать несколько советов, как отвращать людей от молитвы?