Русский сундук на Всероссийских и региональных выставках - Пудов Глеб страница 3.

Шрифт
Фон

Ил. 2. Г. Е. Подвинцев (1838  1900)  экспонент XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки (г. Нижний Новгород, 1896). Фотоснимок.


Ил. 3. Братья Розановы  экспоненты XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки (г. Нижний Новгород, 1896). Фотоснимок.


Например, о невьянце Василий Ивановиче Меринове сообщалось: проживал в Невьянске на улице 3-я Барабинская, материал приобретал из Режевского завода и на местном рынке, сбывал изделия невьянским сундучникам, работал 10 месяцев в год (один с членами семьи), годовое производство на 350 рублей; на выставке представил разные пробки для печатания узоров на жестяных листах, а также образцы листов с печатными узорами33. Аполлинария Сергеевна Ведунова, представившая на выставку жестяные листы, декорированные «морозом», сообщала о себе: «работаем из хозяйской жести», «сбываем невьянским сундучникам и прочим», наемных рабочих нет, а работаю с мамой, также можно и одной»34. О крестьянине Павле Алексеевиче Селянкине указывалось, что он был хозяином «центральной» (крупной, сборочной) мастерской, а «детальщиками» у него были Иван Долгарев, Иван Савин, Сергей Баранников и Ефим Шадрин; лес хозяин получал из Тобольской губернии, жесть  на Нижегородской ярмарке, железо  из Верх-Исетских заводов, а гвозди  из Перми и Нижегородской ярмарки, изделия сбывал на Нижегородской и Ирбитской ярмарках; сундуков разных видов и размеров изготавливалось до 4000 штук в год, шкатулок  до 2000 штук; общее производство оценивалось в 6000 рублей, работало 9 наемных мастеров; П. А. Селянкин получил награды на выставках в Екатеринбурге (1887, почетный отзыв) и Казани (1890, похвальный лист); на Нижегородской выставке он представил разные сундуки: «окрашенный в зеленый цвет», «бронзовый», «бронзовый, пестрый», «чеканный», а также погребец для посуды35. За эти изделия в Нижнем Новгороде он получил бронзовую медаль36.


Ил. 4. Медаль XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки (г. Нижний Новгород, 1896).


Следует отметить, что не только П. А. Селянкин, но и большинство упомянутых хозяев уральских мастерских имели крепкие связи с Нижегородской ярмаркой. Почти все они упоминаются в соответствующих справочниках.

Таким образом, среди экспонентов названы как хозяева крупных мастерских, так и мастера, чьи заведения имели крайне незначительные объемы производства. Перед выставкой были проведены исследования кустарной промышленности Пермской губернии. Их результаты нашли отражение в «Очерке состояния кустарной промышленности в Пермской губернии», вышедшем в свет в 1896 году. Обработку материалов, поступавших с мест, выполнил земский статистик Е. И. Красноперов. По этим данным, промысел далеко вышел за границы заводских поселков37, однако под влиянием неблагоприятных факторов ухудшение его состояния продолжилось. Связанный с ним быньговский промысел (производство сундучных замков) также постепенно приходил в упадок. Стало быть, в выставочной литературе эта ситуация нашла отражение: если на казанской выставке 1890 года были представлены «сливки» уральского сундучного дела, его фасад, за которым скрывалось мощное производство в виде многочисленных мастерских, то выставка 1896 года продемонстрировала разрозненные заведения разного уровня. При этом количество крупных «фабрик» явно сократилось, им на смену пришли более мелкие мастерские. Тем не менее, Нижегородская выставка лишь частично отразила ситуацию, сложившуюся в промысле в конце XIX века. Причина лежит именно в названной разрозненности  и, возможно, случайности  представленных на выставке уральских сундучных заведений.

От вятского сундучного центра были выставлены сундуки и шкатулки А.Е. и Л. А. Кокоревых, Д. Е. Чугунова, С. Д. Новокшенова, Н. И. Самойлова, Л.Ф., П.Г. и К. Г. Кормщиковых, А. Д. Никулина, К. Г. Лютикова и Л. С. Лелькова38. Кроме них, в «Списке кустарей, желавших принять участие на выставке», упоминаются Андрей Тарбеевич Савельев (Орловский уезд, Адышевская волость, деревня Крапивинская) и Леонтий Ефимович Кокорев (Вятский уезд, Югринская волость, деревня Дресва)39. Первый представил сундучные и шкатулочные замки, второй  шкатулку, обитую жестью. Некоторые сведения демонстрируют роль Вятского губернского земства, например, сундучник Алексей Дмитриевич Никулин из Пасеговской волости сбывал изделия в Кустарный музей губернского земства40.

Из всех мастеров только Лаврентий Филиппович Кормщиков получил награду  похвальный отзыв. Именно его мастерская была самой крупной среди представленных (годовое производство в ней исчислялось в 2000 рублей  другие вятские мастера по торговым оборотам даже близко не могли приблизиться к Л. Ф. Кормщикову).

На Нижегородской выставке вятскими кустарями экспонировался определенный тип сундучных изделий, а именно предметы, обитые «морозом» по жести. Как известно, расписные сундуки и шкатулки предназначались для крестьян и оценивались значительно ниже. Они не были представлены на выставке.

Следует отметить, что по сравнению с предыдущей выставкой (региональной), которая проводилась в Казани в 1890 году41, количество вятских экспонентов увеличилось. Однако это отразило лишь количественные, а не качественные изменения в промысле. По-прежнему основным его очагом оставался Вятский уезд, на более заметные позиции вышел поселок Бело-Холуницкого завода.

Сундучные производства других регионов России были представлены единичными именами, это  мастера Н. Ф. Грачев (Московская губерния, Звенигородский уезд), А. А. Кирюхов (Нижегородская губерния, Нижегородский уезд), В. И. Федулов (Московская губерния, Московский уезд) и А. А. Ядренова (Ярославская губерния, Романо-Борисоглебский уезд). Выставила изделия своих кустарей и Орловская уездная земская управа (Вятская губерния, г. Орлов)42. Но эти сведения не могут дать представление о развитии региональных центров сундучного промысла, т.к. иллюстрируют лишь активность кустарей и земства, а не состояние локальных сундучных производств. Некоторые из упомянутых мастеров упоминаются в каталогах других, более поздних, выставок (например, Всероссийской кустарной, проводившейся в Санкт-Петербурге в 1907 году). В этих изданиях они также указаны в единственном числе, не представляя местное сундучное производство в целом.

XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка стала крупным событием в истории русского сундучного промысла. На ней было представлено множество кустарных заведений из разных уголков страны. Они значительно отличались по масштабам производства, однако доминировал один тип продукции  сундуки и шкатулки, обитые «морозом» по жести. Это свидетельствовало не только об устоявшихся предпочтениях мастеров и покупателей, но и об унификации материалов и техник, которая имела место в сундучном промысле конца XIX века. Кустари прекрасно знали технологии, применявшиеся в разных очагах производства, а материалы зачастую приобретались в одних и тех же местах, например, на Нижегородской ярмарке. Выставка продемонстрировала разнообразие организационных форм русского сундучного промысла: это и крупные («центральные») мастерские с большим количеством наемных рабочих, и мелкие домашние заведения с полным циклом работ, и домашние мастерские с неполным циклом работ (например, только производство «мороженой» жести) и прочие. Кроме того, выставка отразила преемственность, «семейность» сундучного производства, когда в каталогах встречаются одни и те же фамилии с разными инициалами.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке