Византийские сны - Пудов Глеб

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Византийские сны файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Византийские сны


Глеб Пудов

Редактор Анатолий Сигалов

Дизайнер обложки Наталия Ковалева


© Глеб Пудов, 2020

© Наталия Ковалева, дизайн обложки, 2020


ISBN 978-5-0051-1705-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

«И опять я почти не нарочно окажусьв византийской тиши…»

При мысли о Византии первыми в сознании возникают выложенные мозаикой лица императоров. Как древние портреты складываются из разноцветных камешков, так и портрет поэта слагается из стихотворений о том, что отразило грани его души.

Не удивительно, что новый сборник поэзии Глеба Пудова получил говорящее название «Византийские сны». И дело не только в том, что книга открывается одноименным циклом. Действительно, автору как искусствоведу дорог образ Византии, но обращается он и к другим городам и странам, к самым разным областям человеческой жизни.

Самое дорогое, что может подарить поэт читателю  свое видение мира. Что может увидеть человек, чей взгляд еще дышит Византией, на улицах родного Петербурга, «на старом мосту» в Смоленске, в «старинных башнях» Пскова, на тропах белорусских лесов? Чем отзовутся современный Стамбул и европейские пейзажи? Что можно встретить на исхоженных «тропах» библиотек? Какими видит Глеб семейные отношения, дружбу, политику? Иными.

Для знакомства со сборником читателю стоит запастись поисковиком и словарями. Стихотворения научат думать, искать, вспоминать и видеть по-новому. Конечно, можно бегло просмотреть каждое и ухватить основную мысль, но куда слаще вдуматься и докопаться до каждой детали. А их много – умных, красивых, сочных деталей! Автор признается: «Согласен, грешу мелкотемьем,/ я б даже сказал, к микротемам/ влеченье питаю, и тем я/ чуть дальше от штампа, от схемы» («Монолог ужа»). И сколько же в этом «мелкотемье» сокрыто! Вот он, повод перечитать греческие мифы, больше узнать об истории и искусстве. Кто такие «путти со стенок ларцов»? Что было написано в «Илиаде» о Патрокле? Почему «Меса гудит, как разгневанный рой»?

При этом многие темы близки и понятны каждому, кто хоть раз обращал взор внутрь себя. Не раз встречается тема двойника: «Увы, в июльской тишине/ передо мной возник – /двойник… («Ошибка»). Неравнодушен поэт и к извечной теме внутренней пустоты: «Никто не заметил какой-нибудь фальши:/все были мертвее, чем он» («Однажды под вечер…»).

В стихах, как и в жизни, есть место всему. Нашлось оно и для улыбки автора. Есть улыбка добрая по отношению к себе и собственной стихотворческой судьбе: «Строка появилась и будто в воронку/меня затянула: уже/ сознанье послушно послало вдогонку/ две рифмы: на «ронку» и «же» («Навык»). Есть улыбка напряжённая, которая появляется при мысли о судьбах мира, когда уж лучше смеяться, чем плакать. Она видна в напоминающих мозаику сериях стихотворений «Общество с ограниченной ответственностью» и «Государство»: яркие образы отдельных персонажей складываются в картину действительности, достойной горькой насмешки.

Автор с интересом включается в литературную игру: в сборник вошла серия акростихов «Из истории европейской живописи», где по первым буквам каждой строки читается дополнительное послание автора, будь то имя художника или повтор первой строки стихотворения. Привлекает особое внимание написанный рифмованной прозой «Рассказ про ворону».

Стихи Глеба Пудова порой медлительны и торжественны подобно древнегреческим, но он не забывает и о коротких, «плясовых» размерах, создающих ощущение простоты.

Роскошное многоцветье мест и событий, времён и личностей, жанров и стилей  такой складывается мозаика «Византийских снов». Серьезное сплетается с пародийным, горькая усмешка с веселой улыбкой. И во всём этом автор предельно честен.


Мария Шебанец (г. Молодечно, Беларусь),

поэт, прозаик, автор-исполнитель,

член СП Беларуси

Византийские сны

I. Анна

II. Царьград

III.

IV.

V. Предок

VI. Стекло

Санкт-Петербург

Худы мои кеды…

Санкт-Петербург

Политика

Санкт-Петербург

Смоленская рапсодия

I. Тень

Под вечер зонтами ощерился город,

холодному ливню на дерзость его отвечая.

Неспешно налью себе чашку душистого чая

и стану смотреть с высоты на огни и заторы.


Ну что ж… Суетится народ, как безумное стадо,

планета в пространстве летит бесконечном.

Гляжу из окна и смеюсь: суеты мне не надо 

она засоряет собою понятие «вечность».


А мир понемногу (уж если взглянуть за изнанку)

теряет причины и следствия, смыслы и связи.

И я растворяюсь. Проснусь спозаранку,

а я  только тень, что витает над утренней грязью.


II.

Под вечер я выйду без всякой причины

в Лопатинский сад. Там горят фонари.

Пройду по аллее, попью капучино

у мокрой афиши с наклейкой «Paris».


На старом мосту поприветствую уток,

в их честь сочиню пару ласковых строк.

И в этом неспешном движении суток

увижу, как мне улыбается Бог.


III. Осень

Пришел октябрь и с кленов горемычных

стряхнул серебряные кружева,

и ветер, словно яростный опричник,

их разметал по улицам. Жива

та самая осенняя эпоха,

когда поэмы разливаются рекой,

и коль поэту пламенному плохо,

доволен он, и мчится за строкой.


И я доволен, пусть не плодовит я,

пусть муза где-то тешится с другим

и надо мной смеется ядовито,

пусть годы исчезают, словно дым…

Доволен я. В тиши и незаметно

я делал свое дело вопреки

судьбе-злодейке; жаждою монетной

не унижал явление строки;


глядел из окон на автомобили,

что молодых навстречу их судьбе

несли; глядел, как злобные дебилы

сжигали книги в воющей толпе.

Все это  мир. Ужимки и гримасы

реальности, все  суета и тлен.

Но я не ждал, что будет мир прекрасным,

поскольку знал: не будет перемен.


IV. Двойник

В цвета золотистой латуни

окрасила осень сады.

В Смоленске  октябрь. Накануне

со мной разговаривал ты.

Кричал мне, что я изменился,

что вовсе не слышу тебя,

и далее с точностью СНИЛСа10 

дорогу в чужие края

чертил мне на ватмане белом.

 «Зачем туда ехать, скажи?..»

 «Там жизнь не такая и, в целом,

там можно достойно прожить:

не лгать, не работать напрасно,

не быть, как скотина в узде…»

 «Эх, милый, реальность ужасна.

При этом ужасна везде».

Обиделся он. Хлопнул дверью,

и быстро ушел от меня.

Сейчас, полагаю, наверно,

он ищет другие края.


P.S. Как прежде, октябрь что есть силы

латунью покроет сады.

Зачем же, далекий и милый,

тогда не настаивал ты?


V.

Когда ночь опустится шалью,

мне явятся древние сны,

послышатся бряцанье стали,

удары клинков о щиты.


И крики взметнутся метелью

над полем у тихой реки,

увижу скопление тел я,

пойму  все мои земляки.


Проснувшись под утро в постели,

замечу я (Боже Ты мой!),

что бок мой несчастный прострелен

каленой татарской стрелой!

Смоленск, Мстиславль

Будущее

Смоленск

На кладбище старом вороны поют…

Смоленск

Басня про богов и людей

Санкт-Петербург

Однажды под вечер в автобусе ехал…

Вязьма

Мир

Санкт-Петербург

На каждом слове – капля пота…

Санкт-Петербург

Случай в Стамбуле

Здесь живут, в основном, алкоголики…

                                 «навакольныя людзі прыкольныя                                  насяляюць раёны спальныя…»Санкт- Петербург

Санкт-Петербург

I.

II.

Санкт-Петербург

Бегут, бегут года и дни…

Псков

Общество с ограниченной ответственностью

I. Учительница

II. Чиновник

III. Военный

IV. Водитель

V. Продавец

Санкт- Петербург

Эпитафия для кошки

Примечания

1

Имеется в виду Анна Комнина (1083—1153)  византийская принцесса, одна из первых женщин-историков.

2

Фатих  один из районов Стамбула.

3

Василевс (или «базилевс») титул византийских императоров.

4

Михаил Пселл (1018— ок.1078)  византийский государственный деятель, историк, философ, писатель.

5

Имеются в виду творения Отцов Церкви: Григория Великого, Августина, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и других.

6

Путти изображения крылатых мальчиков, распространенный декоративный мотив в декоративном искусстве разного времени.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке