Страницы истории русского сундучного производства - Пудов Глеб страница 5.

Шрифт
Фон

Следует отметить, что особенности, анализируемые ниже, свойственны только этой муромской мастерской  до сих пор они не встречались ни в Москве, ни на Среднем Урале, ни в Вятской губернии, ни в Великом Устюге.


* * *

Сундучное заведение крестьянина Федора Семеновича Корешкова находилось в деревне Вырыпаево Загаринской волости. Это была довольно крупная (по масштабам Муромского уезда) «фабрика»60. Ранее она принадлежала Петру Трофимовичу Дворянкину. На сохранившейся рекламной этикетке сундучного заведения Ф. С. Корешкова указан 1841 год как год его основания (ил. 2).


Ил. 2. Рекламная этикетка сундучного заведения Ф. С. Корешкова.


Последний раз Ф. С. Корешков упоминается в архивных документах в сентябре 1925 года61. Исходя из рекламной этикетки, год рождения Ф. С. Корешкова следовало бы отнести к первым десятилетиям XIX века, что маловероятно. Как указывалось выше, после 1925 года упоминаний о нем и его заведении не встречено. Однако из других источников известно, что умер Ф. С. Корешков в 1945 году  об этом свидетельствуют документы, хранящиеся ныне у его потомков62. Из них же следует, что он родился в 1858 году. Таким образом, в надписи на этикетке, вероятно, имеется в виду год основания заведения П. Т. Дворянкиным, которому заведение принадлежало ранее. Статистическая литература также называет этот год в качестве даты основания П. Т. Дворянкиным сундучной мастерской63. Она существовала довольно длительное время64 и была весьма известна среди других муромских «фабрик». Вероятно, именно поэтому Ф. С. Корешков, став владельцем этого заведения, в маркировке сундуков старательно подчеркивал преемственность.

На этикетке Ф. С. Корешкова изображены медаль Вспомогательного общества ремесленников города Феллин Лифляндской губернии65 и медаль выставки сельско-хозяйственной и промышленной продукции (Рим, 1910).

На аверсе первой изображена фигура стоящей женщины (вероятно, это богиня плодородия Церера), протягивающей лавровый венок, слева от нее  надпись: «За трудъ и искуство». На реверсе представлен герб Лифляндской губернии66 и надписи по кругу: «Вспомогательное общество ремесленниковъ», «г. Феллинъ. Лифл. губ.».

В настоящее время оригинал этого изображения найти не удалось, хотя близкие аналогии встречаются (например, наградная медаль Лемзальского общества сельского хозяйства, 1810). Кроме того, известно, что у общества города Феллина была круглая печать с текстом на русском языке. Вероятно, что она могла стать одним из прототипов изображения на рекламной этикетке.

Общество ремесленников в городе Феллин, согласно уставу, имело «целью оказывать помощь своим нуждающимся действительным членам и их семействам и содействовать развитию ремесел среди своих членов и распространению между ними ремесленных познаний» (§1)67. Учредительное собрание общества состоялось 7 декабря 1897 года. Устав был утвержден правительством Лифляндской губернии 12 января 1900 года. Сферой деятельности организации был исключительно город и уезд Вильянди68. Для достижения своих целей общество организовывало ремесленные курсы, лекции и выставки, открывало библиотеки, выдавало ссуды и единовременные стипендии своим членам (§2)69. В состав общества входили действительные, почетные члены и т.н. «соревнователи» (§7)70. Доход складывался из членских и вступительных взносов, а также активов общества. Деятельностью организации руководило общее собрание членов и правление. В 1903 году общество построило собственный дом (архитектор Ю. Кондор). Организация прекратила свою деятельность в 1940 году71. Как указывалось выше, среди прочей своей деятельности общество могло проводить выставки и базары, однако при учете общего характера устава можно уверенно утверждать, что принимали в них участие только действительные члены (либо люди, имеющие какое-либо отношение к обществу). Поэтому какая-либо связь сундучного заведения Ф. С. Корешкова, находившегося в деревне среди муромских лесов, с эстонским обществом помощи городским ремесленникам кажется маловероятной. Муромского кустаря сложно представить действительным, почетным членом или «соревнователем» Феллинского вспомогательного общества ремесленников72.

То же самое можно утверждать по поводу выставки сельско-хозяйственной и промышленной продукции, которая проходила в Риме (1910). Изображение медали этой выставки также есть на рекламной этикетке Ф. С. Корешкова. Оригинал представляет бронзовую круглую медаль диаметром 60 мм. На ее аверсе изображен профиль женщины с атрибутами художеств и ремесел, на реверсе  гербы королевства Италии и Рима, окруженные надписью «Esposizione di prodotti agricoli industriali. Roma. 1910». Ниже расположен прямоугольный щиток, в котором, вероятно, должна была указываться фамилия награжденного экспонента, и изображение лавровых ветвей. Изображение на этикетке Ф. С. Корешкова относительно точно воспроизводит оригинал.

Муромские сундучные мастерские мало участвовали не только в иностранных, но и в российских выставках73. Вряд ли заведение Корешкова стало участником выставки в Риме. Скорее всего, изображения медали [золотой!  Г.П.] и итальянского Почетного креста [!  Г.П.] с этикетки заведения Корешкова,  лишь коммерческий ход, рассчитанный на неосведомленность российского покупателя. При этом едва ли вместе с мастерской Ф. С. Корешков приобрел и ее медали: судя по датам (устав Вспомогательного общества ремесленников  190674, сельско-хозяйственная выставка  1910 годы75), «фабрика» в то время уже принадлежала ему, а не П. Т. Дворянкину.

Таким образом, изображения выставочных медалей на рекламных этикетках некоторых сундучных заведений не являются достоверным свидетельством их участия в выставках и, тем более, получения «настоящих» наград. По этой причине они не могут служить опорой при атрибуции изделий. Изображения медалей, встречающиеся на этикетках мастерской Ф. С. Корешкова  лишь отражение коммерческой составляющей сундучного промысла и свидетельство существующей в нем нечестной конкуренции. В этом смысле они подобны изображениям оттисков с торцов ручек регулировки горелок керосиновых ламп, изготовленных в Лейпциге, которые наносили в конце XIX века касимовские литейщики колоколов вместо изображений выставочных медалей76.

Надо отметить, что рекламные этикетки чаще встречаются на заказных сундуках, поэтому будущие владельцы сундуков, изготовленных в заведении Ф. С. Корешкова, вероятно, знали о «необычных» изображениях медалей. Однако они были заинтересованы (из соображений престижа) в обладании сундуком, сделанным «фирмой» -призером иностранных выставок.

В названный период уже было предусмотрена уголовная и административная ответственность за использование чужих товарных знаков, самовольное изображение государственного герба или изображения, явно сходного с таким гербом77. Возможно, именно по этой причине Ф. С. Корешковым были выбраны названные организации и выставки. К тому же эти изображения находились не на самих изделиях, а на рекламных этикетках, которые к ним приклеивались и которые, как известно, легко уничтожались. Однако по сути Ф. С. Корешков почти не нарушал законодательство: товарные знаки не присваивал, изображения, сходные с государственной символикой, не наносил (кроме герба Лифляндской губернии). К тому же, как сказано выше, покупатели, вероятно, знали об особенностях изображений на его рекламных этикетках.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке