Ну и библиотека! Сплошные потайные ходы и коридоры! Прямо как в средневековом замке. Хотя это ведь и правда старинное здание как там было написано на доске памятник архитектуры начала девятнадцатого века
Раскрыв шире дверцы, Тина шагнула вперед и оказалась в читальном зале.
В том самом читальном зале, куда вошла всего какой-то час назад и откуда начались ее блуждания по злополучной и загадочной библиотеке.
Однако за время ее отсутствия в читальном зале произошли удивительные перемены.
Как и раньше, здесь находились несколько читателей и библиотекарь, но если прежде все они тихо и скромно занимались своими делами читали или вполголоса обсуждали прочитанное, то теперь все как один крепко спали. Кто-то сопел, уткнувшись лицом в раскрытую книгу, кто-то вольготно откинувшись на спинку стула.
Библиотекарь Варвара Семеновна лежала щекой на своем столе и время от времени громко всхрапывала. Щеки ее теперь не свисали, а располагались на столе рядом с лицом. Очки свалились с ее носа и лежали отдельно, поверх раскрытого блокнота. Тина узнала и ту престарелую пионерку, которая безуспешно пыталась зазвать ее на литературный диспут. Старушка крепко спала в уголочке в обнимку с бюстом баснописца Крылова.
Тина удивленно оглядывалась по сторонам, не веря своим глазам.
Вся эта сцена выглядела совершенно нереально и больше всего напоминала сказочный замок Спящей Красавицы. Не хватало только самой принцессы Авроры и прекрасного принца, который должен разбудить ее своим поцелуем.
Храпящая библиотекарша на роль принцессы явно не годилась, а сама Тина не желала принимать участие в этом сомнительном фантасмагорическом спектакле. Она хотела как можно скорее покинуть помещение.
Что здесь вообще творится проговорила снова вслух, торопливо проходя по читальному залу и оглядываясь по сторонам. Библиотека называется очаг культуры да это больше какой-то наркопритон напоминает! Курильню опиума из какого-то дешевого исторического боевика!
Ей стало жутко от собственного голоса до того чужим и страшным показался он в тишине читального зала. К тому времени Варвара Семеновна перестала храпеть.
«Бежать! подумала Тина. Бежать немедленно из этого дурдома, срочно забыть его и никогда не вспоминать. Книгу выбросить в первую попавшуюся урну»
Она уже добралась до выхода из зала, когда за той самой дверью, к которой она направлялась, послышались медленные, тяжелые, неровные шаги.
Тина застыла на миг, потом стремительно метнулась к проему и встала сбоку, прихватив по дороге один из библиотечных стульев. В этой ненормальной читальне нужно быть начеку. Второй раз она не позволит себя провести и запереть.
Дверь открылась, и Тина затаилась, подняв стул над головой. Но тут же опустила его, потому что увидела не коварную уборщицу и не мужчину, что участвовал в подслушанном Тиной разговоре, а немолодую женщину с палкой. Дама была крупная, даже грузная, должно быть, поэтому шаги ее звучали так весомо.
Не надо, женщина повернула голову с тяжелым узлом седых волос на затылке, у нас нет на это времени.
Тина с подозрением уставилась на визитершу. Лицо без намека на косметику, даже губы не накрашены, этот узел волос, мешковатая одежда Дама здорово напоминала учительницу из старых советских фильмов.
Как-то Кирилл переживал очередное увлечение. На киностудии «Ленфильм» случился не то пожар, не то потоп, пока спасали архив, все ленты перемешались. Был у Кирилла знакомый на «Ленфильме», который сумел его привлечь. Так они с Тиной больше месяца просидели в едва просохшем помещении, просматривая старые ленты в надежде отыскать среди них давно потерянный шедевр.
Кирилл, захлебываясь от восторга, рассказывал ей кое-что из истории русского кино. Имена Дзига Вертов, Эйзенштейн, Пудовкин, Протазанов сыпались из него, как картошка из прохудившегося мешка.
Тине было душно и скучно, а вместо шедевров попадалась разная дрянь из колхозной жизни, в основном про любовь доярки и тракториста. Или свинарки и комбайнера.
День, когда Кирилл объявил, что их походы на «Ленфильм» закончены, был едва ли не самым радостным в Тининой жизни.
Не надо, повторила незнакомка, не бойся, ты должна доверять мне.
«С чего это вдруг? подумала Тина. С какого, интересно, перепуга я должна доверять совершенно неизвестному человеку? Да еще в этом дурдоме»
Женщина посмотрела на нее чуть выпуклыми глазами, и что-то такое в них зацепило Тину. Она вдруг успокоилась, отставила стул в сторону и шагнула к даме.
Вы Александра Ильинична? Это с вами я говорила по телефону?
Да, это я, ответила та, настороженно оглядываясь по сторонам.
Тогда, может быть, вы объясните мне, что все это значит? Тина махнула рукой в сторону спящих.
Варвара Семеновна особенно громко всхрапнула и махнула во сне рукой, отчего очки ее свалились на пол, но не разбились.
Значит, они все-таки пригласили его, огорченно пробормотала Александра Ильинична. Не думала, что они решатся действовать так открыто
Кого его? раздраженно заговорила Тина. Вы можете мне объяснить, для чего меня замешали в эту историю? У вас в библиотеке все ненормальные, но я-то тут при чем?
В волнении она не сообразила, что говорит слишком грубо и невежливо, что эта самая Александра Ильинична не сделала ей ничего плохого, и вообще недопустимо так разговаривать с незнакомым человеком, тем более немолодым. Однако ее собеседница не стала возмущаться по этому поводу.
Тебя выбрали, сказала она веско. Так уж случилось, что выбрали именно тебя. Ты теперь посвященная.
Посвященная во что? фыркнула Тина. Не желаю даже слушать эту ерунду, я хочу уйти. Вы уж тут как-нибудь сами, она кивнула на спящих, побудку им сыграйте, что ли Или музыку погромче включите. Может, тяжелый рок подойдет?
Тут она заметила, что женщина напряженно прислушивается к чему-то. Причем Тина понятия не имела к чему звуки все были те же самые: храпела библиотекарша, тихонько посвистывала старушка в обнимку с бюстом Крылова, посапывали читатели.
Поздно, вздохнула Александра Ильинична, нужно быстро уходить отсюда.
Как раз это я и собиралась сделать! обрадовалась Тина.
Не туда! Александра Ильинична сильной рукой отвернула ее от двери. Вот сюда
Они миновали стол библиотекарши, и Тина заметила, что глаза у той широко открыты, но взгляд мутный, незрячий, затем свернули за стеллажи с книгами, прошли узким проходом, пару раз поворачивая, и остановились возле очередного стеллажа. Александра Ильинична уперлась в него.
Помоги! прохрипела, и когда они налегли вдвоем, стеллаж сдвинулся, и за ним открылась низенькая дверца, почти сливающаяся со стеной.
Александра Ильинична отперла дверцу небольшим старинным ключом с фигурной бородкой.
Иди туда! велела она. Быстрее. Поднимайся наверх, вот возьми ключ. Там выберешься, будь осторожна!
А вы? подозрительно спросила Тина, не сделав попытки прикоснуться к ключу.
Я не дойду, там слишком сложно с моими-то ногами, а ты молодая, пройдешь! Иди! прикрикнула строго. Оставь меня, я сумею за себя постоять!
Но как же как я узнаю
Все в книге. Ищи и найдешь! Александра Ильинична выпихнула ее и захлопнула дверь.
Тина снова очутилась в полной темноте. Вытянула руки перед собой, потом в стороны и поняла, что впереди узкая лестница. Обернувшись назад, увидела тонкий лучик света из замочной скважины. Вставила ключ и осторожно повернула его. Затем придержала дверь, чтобы та не скрипнула, и тихонько протиснулась обратно в библиотеку. Она не могла уйти просто так, нужно было все же понять, что тут происходит.