Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Последняя сказительница файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Донна Барба Игера
Последняя сказительница
Папе: спасибо за жизнь, полную рассказов, от самых первых сказок на ночь до ежедневных разговоров.
Donna Barba Higuera
THE LAST CUENTISTA
Copyright © 2021 by Donna Barba Higuera
All rights reserved
© Соломахина В.В., перевод на русский язык, 2023
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2023
Глава первая
Лита подбрасывает в костёр очередное сосновое полено.
К звёздному небу тянется душистый дым. Она усаживается рядом со мной на одеяло, и у неё щёлкают коленки. Приготовленная для меня кружка горячего какао с корицей на этот раз стоит нетронутая.
Петра, возьмёшь в путешествие мой подарок. Я ведь не попаду к тебе на тринадцатилетие
Лита тянется в карман свитера и достаёт серебряный кулон в виде солнца. В центре плоский чёрный камень.
Если посмотреть сквозь него на солнце, обсидиан светится.
Я принимаю подарок и поднимаю повыше, но солнца нет.
В небе только луна. Иногда я воображаю, что вижу то, чего на самом деле нет. Но уверена, что слабое свечение проникает через середину камня. Я верчу кулон туда-сюда. Отодвигаю подальше, и он совсем исчезает из поля зрения.
Когда я поднимаю глаза, Лита жестом показывает на такой же кулон на шее.
Знаешь, говорит она, индейцы майя верят, что обсидиан обладает магией. Соединяет разлучённых.
Она поджимает губы, и тёмная кожа у носа морщится, как лопнувшая кора дерева.
Не хочу лететь, говорю я.
Ничего не поделаешь, придётся, Петра.
Лита надолго отводит глаза, прежде чем снова заговорить.
Детям с родителями лучше не разлучаться.
Ты папина мать. Значит, он должен остаться с тобой. И все мы тоже.
Говоря это, я понимаю, что разнылась, как маленькая.
Лита тихонько смеётся.
Я слишком стара для таких дальних путешествий. Но ты Dios mío[1], новая планета! С ума сойти!
У меня дрожит подбородок, и я утыкаюсь Лите головой в бок, обнимая за талию.
Не хочу без тебя.
Она глубоко вздыхает.
Где-то в пустыне за домом Литы воет койот, созывая друзей. И, как по команде, кудахчут куры, блеет пугливая коза.
Расскажу тебе сказку, говорит она, начиная одну из небылиц.
Запрокинув головы, мы смотрим в ночное небо. Лита крепко обнимает меня, нас овевает тёплым ветром пустыни. Я бы осталась тут навеки.
Она показывает на комету Галлея. Отсюда та не кажется такой опасной.
Había una vez[2], начинает она рассказ, юный огненный Змей, оборотень. Его матерью была Земля, а отцом Солнце.
Волшебный Змей? спрашиваю я. Но как у Солнца и Земли мог родиться наполовину человек, наполовину зверь
Тсс. Сказка же.
Она откашливается и берёт меня за руку.
Огненный Змей рассердился. Мать Земля его вскормила и взрастила, а отец Солнце оставался в стороне. Отец приносил хорошие урожаи, но и насылал засуху и смерть. И однажды в жаркий день, когда Солнце нависло над оборотнем
Лита машет рукой на небеса.
он бросил отцу вызов. Хотя мать умоляла его остаться с ней навсегда, юный Огненный Змей ринулся к отцу.
Лита на мгновение умолкает. Остановившись, она держит меня в напряжении. И это действует.
И что потом?
Она улыбается и продолжает:
Огненный Змей с пылающим хвостом так разогнался, что снизить скорость уже не получалось. Но, приблизившись к Солнцу, понял ошибку. Пламя отца было сильнее и могущественнее всего во вселенной. Оборотень обогнул Солнце и хотел вернуться домой, но было слишком поздно. Отцовским огнём обожгло глаза, он ничего не видел.
Лита цокает языком.
Pobrecito[3], ослепший и летящий с огромной скоростью, он не сумел замедлить ход.
Она вздыхает. Дальше будет та часть во всех её рассказах, где она говорит как бы между прочим, словно мимоходом подсказывает, как пройти к булочной на углу.
Итак, каждые семьдесят пять лет он повторяет путешествие, надеясь найти мать.
Она снова показывает на Огненного Змея.
Подходит близко, чует мать, но никогда не обнимает.
Но не в этот раз, говорю я, чувствуя, как горит спина.
Да, отвечает она, сильнее притягивая меня к себе. Через несколько дней Огненный Змей наконец найдёт мать. Y colorín Colorado, este cuento se ha acabado[4], говорит она, заканчивая рассказ.
Я долго глажу её руку, запоминая морщинки.
Кто рассказал тебе эту историю? Твоя бабушка?
Лита пожимает плечами.
Частично она. Помню какие-то отрывки. Остальное я, наверное, придумала сама.
Мне страшно, Лита, шепчу я.
Она гладит меня по руке.
Разве, слушая, ты не забыла про страхи?
Мне стыдно, и я молчу. Слушая историю, я забылась. Забыла обо всём: о том, что случится с Литой и остальными.
Не бойся, говорит она.
Я и не боюсь. Это всего лишь оборотень возвращается домой.
Я молча ищу в небе Огненного Змея.
Я буду сказочницей. Как ты, Лита.
Она выпрямляется, садится, скрестив ноги, и смотрит на меня.
Сказочницей, да. Это у тебя в крови.
Она наклоняется.
Просто как я? Нет, mija[5]. Тебе нужно открыть, какая ты, и быть самой собой.
А вдруг я испорчу твои истории? спрашиваю я.
Лита хватает мой подбородок мягкой смуглой ладонью.
Не бойся, это невозможно. Они сотни лет ходят по свету, перебывав до тебя у многих людей. Просто расскажи их своими словами и они твои.
Я думаю о Лите, её матери и бабушке со стороны матери. Сколько они знали историй! Кто я такая, чтобы унаследовать их искусство?
Я сжимаю в руке кулон.
Я никогда не забуду ни одного твоего рассказа, Лита.
Знаешь, у планеты, на которую вы летите, тоже есть солнце или два.
Она касается ногтем своего кулона.
Посмотри за меня, когда прилетите.
У меня дёргается нижняя губа, и слёзы сами катятся по лицу.
Просто не верится, что мы тебя бросаем.
Она вытирает с моей щеки слезу.
Ничего подобного. Мы с тобой срослись навеки. Мне так повезло. Ты увезёшь меня вместе со сказками на новую планету на сотни лет в будущее.
Я целую её в щёку.
Я не подведу. Обещаю.
Сжимая обсидиановый кулон, я думаю, увидит ли Лита Огненного Змея через дымчатое стекло, когда он воссоединится с матерью.
Глава вторая
Переезд из Санта-Фе к стартовой площадке космического корабля в Национальном парке Сан-Хуан около Дуранго занимает меньше двух часов. Полчаса папа толкает речь, объясняя нам с Хавьером, что нужно перестать ссориться, быть добрее и трудолюбивее.
Сначала мне кажется странным, что правительство специально выбрало леса Колорадо, а не военную базу. Но когда вижу пустые дороги и километры густого леса, я понимаю. Здесь будут незаметны даже три огромных межзвёздных корабля, предназначенных для переселения с Земли.
Роскошные корабли сконструировали в корпорации «Плеяды», чтобы с комфортом перевезти богатых людей через галактику. Вдоль площадок для взлёта и посадки вертолётов я видела огромные рекламные плакаты интерьера корабля, похожего на пятизвёздочный отель.
Тёмно-фиолетовые люстры фирменного цвета корпорации освещали улыбавшиеся лица актёров в нарядной одежде, державших бокалы с мартини и смотревших на воображаемую туманность. Голос человека, словно каждое утро полоскавшего горло маслом авокадо, говорил под фортепьяно: «Корпорация «Плеяды». В межзвёздное путешествие с комфортом! Роскошная жизнь среди звёзд для предприимчивой элиты».
Я размышляла о том, какие корабли сейчас. Люди с белозубыми улыбками на рекламных щитах были совсем не похожи на нас: учёных, специалистов по терраформированию планеты, руководителей, которые, по мнению правительства, заслужили право прожить дольше других. А каким образом в их ряды попала моя семья? Как эти политики выбирали? Что, если бы мама с папой оказались постарше? Сколько политиков пролезло без очереди?
Мне кажется несправедливым удирать с Земли, когда многие остаются.
Родители даже не знали, куда летим, вплоть до вчерашнего дня.