Может быть, они очень спешили? Может быть, их кто-то спугнул, вот они и взяли первое, что попалось под руку?
Конечно, полностью исключить такое объяснение нельзя, однако детали дела говорят о том, что преступники не торопились, они делали все обстоятельно, не спеша. Отключили сигнализацию, открыли дверь отмычками
Ну, может, сначала не спешили, а потом испугались чего-то и заторопились
Возможно, однако ничто на это не указывает.
Тут я вспомнила старый зарубежный сериал, где комиссар ходил в жутком, едва не рваном плаще и все время задавал подозреваемому вопросы типа: а вот как вы считаете, отчего преступник сделал то-то и то-то, и подозреваемый старался ему объяснить, как и почему. И таким образом комиссар потихоньку припирал его к стенке, и тот во всем признавался. Ага, еще собака у него была, бассет-хаунд.
У меня тоже собака, кстати, не выгулянная с утра.
Вспомнив про Марусю, я рассердилась. Очевидно, этот пупс тоже смотрел когда-то тот сериал и теперь действует теми же методами. То есть получается, что он меня подозревает? Выходит, это я сама залезла в галерею и украла собственную картину? Идиотизм
Ну, короче, чего вы от меня-то хотите? не слишком любезно спросила я.
Понимаете, у меня есть два объяснения происшедшему. Или даже три. Первое это что ваша картина имеет все же какую-то ценность, только вот какую?
Говорю вам я в этом сомневаюсь!
Допустим, вы правы. Тогда второй вариант настоящей целью грабителей была какая-то другая картина, но они в спешке перепутали и взяли вашу по ошибке.
Есть еще и третье объяснение?
Есть. Третье никакого ограбления не было.
То есть как не было? Сигнализацию отключили, дверь вскрыли, картину унесли
А может, это все инсценировка? Имитация ограбления?
Зачем?
Известно зачем чтобы получить страховку.
Я, конечно, почти не знаю Милану, но мне все равно стало за нее обидно. Но теперь, по крайней мере, мне и правда стало понятно, что здесь делает полицейский. Он хочет доказать, что имеет место страховое мошенничество.
Он, видимо, прочитал что-то в моих глазах и проговорил:
Да, вы правы, именно этот третий вариант кажется мне самым вероятным. И вы меня укрепили в этом мнении.
Я?! Чем это?
Вы мне не задумываясь сказали, что не считаете свою картину ценной. А тогда зачем надо было тратить столько сил и времени на ее похищение?
Так, может, они и правда взяли мою картину по ошибке?
Попробуем рассмотреть этот вариант
Капитан открыл папку, которая лежала перед ним на столе, и высыпал на стол ворох фотографий.
Вот фотографии, которые мне любезно предоставила Мария Валерьевна.
Я узнала снимки, сделанные на вернисаже, нашла Бобрика, Милану, нашла и саму себя.
Выглядела я на снимке очень глупо открытый рот, выпученные глаза я разговаривала с высоким мужчиной только его самого было не разглядеть, он стоял спиной к камере. А на других снимках его вообще не было. Я попыталась вспомнить его лицо, черт, да мы же разговаривали с ним, шампанское пили вон у меня бокал в руках.
Пока я разглядывала посетителей вернисажа, капитан изучал картины на стенах.
Я тоже посмотрела на картины в первую очередь на свою.
Надо признать, что она висела хорошо, на выигрышном месте, в самом центре стены. И даже на фото производила впечатление.
Старый дом смотрел на зрителей, как старый человек, проживший долгую, яркую жизнь.
Рядом с моей картиной висела работа Бобрика сиреневый куст перед грозой. В ней тоже было настроение, какая-то мрачная, томительная красота
Тут мне пришла в голову очевидная мысль.
Зачем вы рассматриваете фотографии, если все картины, кроме моей, остались на своих местах? Вы можете осмотреть сами картины в зале галереи
Ну, во-первых, так разглядывать удобнее. Я могу разложить все снимки перед собой и составить общую картину. А во-вторых, здесь есть ваша работа, и я могу определить, какие картины висели рядом с ней и соответственно с какими ее могли перепутать.
Он перетасовал снимки по-другому, снова оглядел их и проговорил вполголоса:
Кроме того, я могу разглядеть всех людей, кто был на вернисаже. Потому что кто-то из преступников вполне мог туда прийти, чтобы осмотреть поле своей предстоящей операции.
Он третий раз перетасовал снимки и повернулся ко мне:
Вы можете перечислить тех людей, которые попали на эти фотографии?
Ну, я вообще-то не всех знаю. С этим вам лучше обратиться к Милане к Марии Валерьевне.
Не сомневайтесь, обращусь. Но мне хотелось бы сначала услышать это от вас как от человека свежего
Я перечислила тех, кого знала: Бобрика, саму Милану, тех трех-четырех человек, которых помнила по прежним временам и с кем заново познакомилась.
Тут капитан взглянул на меня пристально и спросил:
А это кто? И он показал кончиком ручки на высокого мужчину, который стоял спиной к камере. На того, с которым я так оживленно разговаривала.
Тут мне почему-то сразу стало неловко.
Да я не знаю промямлила я смущенно. Незнакомый какой-то человек
Но вы с ним на снимке разговариваете, и видно, что этот разговор вас волнует.
Ну уж и волнует просто поболтала с каким-то мужчиной, еще бокал шампанского выпила ну, или, может быть, пару бокалов знаете, как это бывает
Вообще-то не знаю.
«Ну и дурак», подумала я.
Интересно, что его нет больше ни на одной фотографии, протянул капитан.
И правда нет
Ну ладно, если вы больше ничего не можете мне рассказать о присутствовавших на вернисаже людях, давайте поговорим о картинах. Как вам кажется, какая-то из них может представлять интерес для грабителей? Проще говоря, может дорого стоить?
Я припомнила выставленные в галерее работы, освежила память, взглянув на снимки, и честно признала:
На мой взгляд, вряд ли. Картины ведь ценятся в зависимости от имени их создателя, а никто из участников выставки за прошедшие годы не приобрел имени. Да и вообще, честно говоря, уровень большинства работ не то чтобы ученический, но наполовину любительский. Вот разве что Бобрик в его работах что-то есть, но и у него картины покупают редко и за небольшие деньги. Если бы кто-то захотел получить его картину, купить ее проще, чем украсть из галереи.
Вот как значит, здесь нет дорогих картин?
Ну таких, чтобы дорого стоили нет. Другое дело, что у тех, кто жил здесь раньше двадцать, тридцать лет назад, эти картины могут вызывать волнующие воспоминания. Они могут напоминать детство, юность, молодость многие дома, изображенные на этих картинах, больше не существуют, они снесены, разрушены. А ведь кто-то в этих домах родился, вырос
Тут я взглянула на свою картину, на дом с башенкой
Я поняла, что говорила сейчас в первую очередь о себе самой, о своих собственных чувствах, которые проснулись при виде этого старого дома.
Полицейский внимательно выслушал меня и проговорил с некоторым сомнением:
Я много лет занимаюсь преступлениями, связанными с произведениями искусства, но мне никогда не приходилось слышать, чтобы картину похитили из-за нахлынувших воспоминаний. Картины воруют только из-за их высокой цены.
Тут дверь кабинета открылась, и в него вкатился круглый человек в круглых очках, с лоснящейся физиономией.
Он скользнул по мне оценивающим взглядом, видимо, сразу решил, что я не представляю для него никакого интереса, и повернулся к полицейскому:
Златоусский, Артемий Арнольдович, проговорил он круглым масленым голосом и протянул капитану визитную карточку с фамилией и номером телефона.
И что вы здесь делаете? удивленно осведомился капитан. Лично я вас не вызывал!
И не должны были, так же маслено ответил вошедший. Меня вызвала моя клиентка, Мария Валерьевна Вуячич. Я как адвокат представляю ее интересы
Ах, вы ее адвокат! Но пока ей нет нужды обращаться к адвокату, мы ее пока ни в чем не обвиняем