Т. III. Беседа на слова апостола: «Имуще же тойже дух веры, по писанному» (2 Кор. 4:13)
Пока сохраняется вера, все весьма легко.
Т. III. На Святую Пятидесятницу
Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26), и дела без веры мертвы.
* * *
То удивительно и необычайно, что вера православная преобразовала и самые варварские народы, и они научились любомудрствовать и, оставив прежние привычки, обратились к благочестию.
* * *
Вера в том и состоит, когда мы не довольствуемся только тем, что видим телесными глазами, но очами ума созерцаем невидимое. И это мы должны считать более достоверным, нежели то, что видим телесными глазами.
Т. IV. Беседы на книгу Бытия
Вера есть наставница всех, и без нее ты не можешь сказать ничего. И мы веруем, темже и глаголем. Если отвергнешь веру, то невозможно и уста открыть.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 115
Подобно тому как крест был прославлен страданиями, так точно и вера святых возвышается от гонений и прославляется от страданий.
Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 91
Вера есть крепкий жезл и безопасная пристань, избавляющая от заблуждения суждений и успокаивающая душу в великой тишине.
Т. VI. Беседа на апостольские слова: «Сие же веждь, яко в последния дни настанут времена люта» (2 Тим. 3:1)
Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таким. Оставь исследования и прими веру. Вера просвещает все, вера освящает все, вера делает человека достойным Духа Святого. Где вера, там и сила; а где неверие, там и немощь. Вера начало благ; вера источник благ. Примем же это оружие спасения.
Т. VI. Беседа на слова: «Коею властью сия твориши?» (Мф. 21:23)
Говорит Христос: все отдай и имение, и тело, и самую душу кроме веры. Вера есть глава и корень; если ты сохранишь ее, то, хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большею славою.
Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста
Хотя бы кто право веровал и в Отца, и в Сына, и в Духа Святого, но если не живет как должно, вера не принесет ему никакой пользы ко спасению.
* * *
Везде нужна нам, возлюбленные, вера; вера мать всех благ, врачевство ко спасению, без нее невозможно усвоить ничего из высоких догматов.
Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
Не будем считать ничего своим, так как и самая вера не есть наша собственность. А что она принадлежит не нам, но более Богу, послушай Павла, который говорит: и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2:8).
Т. IX. Беседы на Деяния апостольские
В вере должны быть все равны, потому что вера одна, а в делах жизни не все одинаковы. Вера не бывает ни хуже, ни лучше, но одинакова у всех истинно верующих, а в жизни одни ревностнее, другие беспечнее, одни исправнее, другие небрежнее, одни делают больше, другие меньше, одни грешат тяжелее, другие легче А смысл слов следующий: кто при правой вере ведет худую жизнь, того вера не защитит от наказания, когда дело будет гореть.
Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам
Вера не наше достояние, а дар Божий. Вера, говорит апостол, недостаточна для спасения но, чтобы не спасать нас без всякого нашего участия, Бог требует ее от нас. Сказал, что вера спасает, но не сама собою, а через Бога: Бог хочет, и вера спасает. Скажи мне: как спасет тебя вера без дел? Она сама дар Божий.
* * *
Вера есть щит, а щит первый принимает вражеские удары и сохраняет в целости оружие. Значит, если будет вера правая и жизнь добродетельная, то оружие останется неприкосновенным
Вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая. Когда же кто станет вдаваться в мудрования, начнет обо всем умствовать и судить по-своему, для такого вера не составляет собой щита. Напротив, тогда мы о нее только претыкаемся. Вера все укрывает и осеняет: таково должно быть ее свойство. Много помыслов, волнующих душу, много сомнений и неразрешимых вопросов, но истинная вера на все дает успокоительный ответ.
Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам
Воздаяние
Как подавшего чашу холодной воды ожидает воздаяние, так и покаявшийся в злых делах своих, хотя бы и не оказал покаяния, соразмерного с грехами, и за это получит воздаяние.
Т. I. Увещания к Феодору падшему
Великое воздаяние уготовано делающим добро, но оно бывает больше и обильнее, когда делающие это добро подвергаются еще опасностям и великому бесчестью.
Т. I. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни
После того как нам открыто Царствие Небесное и обещано воздаяние в будущей жизни, уже непристойно исследовать, почему на земле праведные живут в скорбях, а порочные в спокойствии. Если там каждого ожидает воздаяние по заслугам, то для чего возмущаться здешними обстоятельствами, счастливыми или несчастными?
Т. I. К Стагирию подвижнику, одержимому демоном
Если люди не дозволяют трудящимся за них уйти без награды и воздаяния, то гораздо больше Бог не захочет когда-нибудь отпустить не увенчанными тех, кто столько потрудился, а если Он никогда не захочет лишить их воздаяния за труды их, то необходимо должно быть какое-нибудь время после здешней смерти, в которое они получат воздаяния за здешние труды.
Т. II. Беседы о статуях, говоренные к антиохийскому народу
Постараемся о добром образе жизни, чтобы получить нам двойную награду: одну, уготованную в воздаяние за дела, а другую в воздаяние за твердость в вере.
Т. III. Беседа на слова апостола: «Имуще же тойже дух веры, по писанному» (2 Кор. 4:13)
Труд только на короткое время, а воздаяние за труды не имеет конца, не уступает силе времени, не увядает.
Т. IV. Беседы на книгу Бытия
Нет никакого трудного дела, которое не сделалось бы легким при надежде на воздаяние от Бога.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 4
Бог удерживает гнев Свой и откладывает праведное воздаяние, призывая людей к покаянию. Но если они останутся неисправимыми, то непременно подвергнутся праведному осуждению. Вот почему пророк, желая утешить обижаемых и вразумить обижающих, присовокупляет: и правда его пребывает в век века. Смысл слов его следующий: и ты, обижаемый, оканчивая жизнь, не отчаивайся в праведном воздаянии после отшествия отсюда ты непременно получишь награду за труды; и ты, грабитель, корыстолюбец и нарушитель правды, оканчивая свою жизнь в мире, не оставайся спокойным после отшествия отсюда ты за все отдашь отчет, за все зло получишь воздаяние. Бог существует всегда, и правда Его пребывает всегда, не находя в смерти препятствия ни для воздаяния за подвиги добродетели, ни для наказаний за дела злые.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 110
Тогда будет день Господень, когда каждый приимет мзду по своему труду. Если этот день есть день не только гнева и ярости, но также воздаяния и чести, то почему, скажут, он обозначается не приятными, но суровыми выражениями? Из-за тебя и твоей небрежности, чтобы, по крайней мере, таким образом возбудить тебя. Ведь все знают, что он есть день воздаяния, но не знают, что также день наказания; тому верят, а этому не верят.
Т. VI. Толкование на пророка Исаию
Не старайся получить все здесь: если ты все получишь здесь, то какое воздаяние получишь там? Потому и Бог соблюдает награды там, что настоящая жизнь скоропреходяща. Правда, Он подает и здесь: ищите, говорит, Царствия Небесного, и сия вся приложатся вам (Мф. 6:33); но мы будем взирать туда и не будем спешить получать воздаяние за все, чтобы не уменьшить нашей награды, но ожидать того времени.
Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам
Ужели воздаяние будет равняться поступкам? Нет. Напротив, и наказание будет гораздо суровее, и награда гораздо значительнее.
Т. XI. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам
Когда порочный благоденствует, то знай, что это к погибели собственной головы его: он здесь наслаждается этим для того, чтобы, получив здесь воздаяние за свое малое добро, подвергнуться там полному наказанию.