Т. III. Беседы о перемене имен
Благодать Божия готова и ищет, кто бы принял ее с усердием.
* * *
Благодать Духа обильна и, изливаясь на всех, не терпит оттого никакого в себе уменьшения, а еще более умножается в самом разделении между многими, и чем больше тех, которые приобщаются благодати, тем обильнее становятся и дары ее.
Т. IV. Беседы на книгу Бытия
Где молитва и благодарение, туда приходит благодать Святого Духа, оттуда прогоняются демоны и все вражеские силы отступают и обращаются в бегство.
Т. IV. Пять слов об Анне
Когда Дух движет умом, тогда ничто не препятствует, но как водяной поток, изливаясь, течет с великой стремительностью, так и благодать Духа несется с великой скоростью, производя все легко, все удобно.
Т. V. Беседы на псалмы. На псалом 44
Благодать Божия, будучи богата, дает нам от своих сокровищ, если мы того бываем достойны.
Т. VI. О творении мира. О шестом дне творения
По-настоящему нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Так как благодать Духа Святого мы принимаем в сердце, то Спаситель прежде всего его и очищает.
* * *
Приемлющий благодать приемлет для того, чтобы исправлять жизнь других.
Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста
Благодать изливается на всех: она не чужда ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа, ни свободного, ни раба, ни мужа, ни жены, ни старца, ни юноши, ко всем одинаково близка и всех равночестно призывает. Но те, которые не хотят воспользоваться этим даром, те по справедливости самим себе должны приписывать такое ослепление.
Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
Кто имеет благодать у Бога, тот не боится никого, хотя бы терпел множество зол, не только человека, но самого диавола. А кто оскорбил Бога, тот боится всех, хотя по-видимому находится в безопасности. Давид имел благодать перед Богом, Авессалом имел благодать перед людьми а какой был конец того и другого и кто получил большую похвалу? Но как же обрести благодать перед Богом? Как же иначе, если не смиренномудрием? Бог, говорит (Писание), гордым противится, смиренным же дает благодать (Притч. 3:34); и: жертва Богу дух сокрушен, и сердце смиренно Бог не уничижит (Пс. 50:19).
Т. X. Беседы на Первое послание к Коринфянам
Что древние приобретали за столько трудов, то вам дарует благодать Божия.
Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам
Блаженство
Мучения тяжки и несносны? Но они продолжаются краткий момент времени, а блаженство от них бесконечные веки, или, лучше, даже и на краткое мгновение времени эти мучения не тяжки для тех, которые взирают на будущее и стремятся к Распорядителю подвигов.
Т. II. Беседа о мучениках, и о сокрушении, и милостыне
Для неправедно обижаемых служит новым утешением следующее блаженство Христа: блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное (Мф. 5:10). Сокрушающиеся о своих грехах также находят великое блаженство, потому что блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5:4).
Т. V. Собеседование о псалмах. На псалом 93
Преподаваемое учение Христос излагает не в виде увещаний или повелений, а в виде блаженства, делая таким образом проповедь Свою занимательнее и для всех открывая поприще учения. Не сказал: «Такой-то и такой блажен», а «все так поступающие блаженны», так что, хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным, нет никакого препятствия к тому, чтобы быть тебе блаженным, если будешь иметь эту добродетель.
Т. VII. Толкование на святого Матфея евангелиста
Если настоящая жизнь так вожделенна, то что сказать о той, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Там уже не надобно ни бояться смерти, ни опасаться потери тамошних благ. Блаженны, и преблаженны, и многократно блаженны те, которые сподобились этого блаженного жребия, напротив несчастны, и пренесчастны, и неисчетно несчастны те, которые сами себя лишают блаженства.
Т. VIII. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова
Ты хочешь получить блаженство там? Потерпи здесь ради Христа; ничто не может сравняться с этим блаженством.
Т. IX. Беседы на Деяния апостольские
Как праведность выше мзды, так блаженство выше праведности. Если блажен тот, кто получил прощение по благодати, то тем более блажен оправданный и обнаруживший веру. А где блаженство, там изъят всякий стыд и пребывает великая слава, потому что блаженство и есть полнота наград и славы.
* * *
Если у людей взаимная любовь ценится выше всякого удовольствия, то какое слово, какая мысль может изобразить блаженство души, которая любит Бога и Ему любезна? Это блаженство познается не иначе, как только на опыте. Потому, чтобы познать опытно таковую духовную радость, блаженную жизнь и сокровище неисчислимых благ, мы, оставив все, станем искать этой любви, как для собственной нашей радости, так и для славы любимого Бога.
Т. IX. Беседы на Послание к Римлянам
Блаженство наше состоит и в стяжании благ, то есть Царства Небесного, и в избежании зол, то есть геенны.
Т. X. Толкование на Второе послание к Коринфянам
Также и в других делах наблюдай смирение, потому что Христос говорит: блажени нищии духом, и это блаженство ставит прежде других.
* * *
Я имею Бога, и делаю все для того, чтобы воспринять Его на свою грудь, и считаю блаженством для себя не только то, когда Он посетит мой дом, но и то, когда я привлеку Его в свое сердце.
Т. XI. Беседы на Послание к Ефесянам
Вера
Павел говорит: как сделавшийся верным; но яко помилован верен быти. Не думайте, что только апостольство, проповедничество и учительство суть дары Божии, но даже самая вера произошла у меня по Его милости. Не потому, что я был достоин, я удостоился веры, говорит он, но только потому, что я был помилован; а милость по благодати, а не по заслуге: так что если бы Бог не был в высшей степени милосердным, то я никогда не мог бы сделаться не только апостолом, но и верным.
* * *
Вера во Христа такова, что она побеждает даже природу вещей.
Т. I. Книга о девстве
Пекущихся о вере и жизни найдется немного, а гораздо более таких, которые исследуют и изыскивают то, чего найти невозможно и изыскание чего оскорбляет Бога.
Т. I. О священстве
Объясняя, что никакой ум не может постигнуть столь многих и столь великих чудес, а одна только вера может познать и ясно представить их, Павел сказал: верою разумети силу воскресения Его.
Т. I. Против аномеев
Как растения скорее растут, будучи орошаемы, так и вера наша, подвергаясь нападениям, более цветет и, испытывая гонения, более умножается, и не столько водная влага обыкновенно делает сады цветущими, сколько кровь мучеников напояет церкви.
Т. II. Похвальная беседа о святых мучениках Иувентине и Максимине, пострадавших при Юлиане отступнике
Вера сама по себе полна добрых дел. Дела бывают в отношении к людям и от людей, а вера от людей в отношении к Богу; вера делает того, кто обращается, небесным гражданином; вера соделывает человека, сотворенного из земли, собеседником Божиим; ничто не бывает хорошим вне веры. Не должно, чтобы вера была лишена дел, для того, чтоб она не была поругаема; однако же вера выше дел.
Т. II. Весьма полезное слово о вере, и о законе природы, и о Святом Духе
Как палка, крепко поддерживая дрожащие и от старости ослабевшие члены, не допускает поскользнуться и упасть, так точно и вера, надежнее палки подкрепляя нашу душу, колеблемую и волнуемую немощью помыслов, и поддерживая силою собственной крепости, безопасно утверждает ее и никогда не допускает ей преткнуться, исправляя немощь помыслов избытком собственной силы, разгоняя происходящий от них мрак и озаряя собственным светом душу, сидящую в смутных помыслах, как бы в темном доме. Поэтому лишенные ее находятся в состоянии не лучшем того, в каком живущие во мраке но подобно тому, как те и ударяются об стены, и толкаются с встречными, и низвергаются в овраги и пропасти, и глаза не приносят им никакой пользы, когда нет руководительного света, так и лишенные веры толкают друг друга, ударяются об стены и, наконец, низвергаются, увлекая сами себя в бездну погибели.