Происхождение термина казак
Происхождение слова казак и его значение, писал историк А. А. Гордеев, составляет один из неразрешенных вопросов. Основная трудность при решении вопроса сводится к тому: имеет ли слово казак расовое происхождение, или оно возникло под влиянием бытовых, исторически сложившихся условий. Большое количество существующих определений этого слова, наличие народов, носящих название казак или близкое к нему по созвучию, давало основание для того и другого предположения[27].
Термин казак встречается в источниках, начиная с XII века, например, в Тайной истории монголов (1240 год). Он происходит, как считают историки, из тюркских языков, означая первоначально одинокого, не связанного домашним очагом и семьей человека[28].
Одни исследователи считают, что слово казак состоит из двух монгольских: ко броня, латы, защита и зах межа, граница, рубить; то есть казак защитник границы. Другие утверждают, что слово это имеет половецкий корень, означающий: стража, передовой[29].
У персов под словом казак подразумевался человек, состоявший на службе и получавший за это плату. У арабов казак обозначал всадника, сражавшегося за веру и закон пророка. Но под словом казак у многих восточных народов подразумевались различные предметы домашнего обихода, а также название птиц и зверей[30].
В Справочной книжке императорской Главной квартиры под названием Казачьи войска сказано: Слово казак различными авторами толкуется различно: 1. от косогов народа Кавказского, 2. от казар народа Скифского, 3. от Касахии Закавказская область, упоминаемая Константином Багрянородным, 4. от каз турецко-татарского слова означавшего гусь 5. от именования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов-бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в XIV веке, 6. от именования этим именем бухарцев киргизского народа, 7. от значения этого слова на половецком языке страж, передовой, но ни одно из этих толкований не может быть признано безусловно правильным[31].
4. Образование Войска Донского. Казачьи городки и станицы
Формирование разрозненных казачьих групп в военно-политическую организацию, позже названную Войском Донским, происходило во второй половине XVI столетия. Историк В. Н. Татищев относил образование Войска Донского к 1520 году, правда, документы, которыми он располагал для обоснования своего утверждения, ныне, к сожалению, утрачены.
Донской историк Ис. Ф. Быкадоров, автор интересного исследования История казачества, считал, что образование Донского Войска независимой казачьей республики потребовало продолжительного времени и происходило в промежутке между 1520 и 1546 гг. В это время возникли в степной полосе поселения донских казаков зимовища и юрты, но не существовало еще городков, т. е. укрепленных крепостей[32].
Примерно такой же точки зрения придерживается подавляющая часть историков, пишущая или писавшая на тему донского казачества.
Зимовищами у казаков назывались временные поселения. Последние, уточняет историк В. Сухоруков, составляли только временный приют для казаков, по большей части зимний, состоящий из шалашей или землянок[33]. Несколько зимовищ, объединенных общей территорией, назывались юртом. В более поздние времена этот термин обозначал земельные владения казачьих станиц.
Чуть позже у казаков появились станицы. Так, отмечает Сухоруков, называлось всякое общество казаков в деревянных избах или землянках, имевшее своего атамана[34].
С конца XVII начала XVIII века все казачьи поселения, кроме Черкасского городка (ныне станица Старочеркасская) стали называться станицами. Такое название сохранилось на Дону и ныне. В дальнейшем развитие казачьего хозяйства породило такое явление, как хутора, основывавшиеся вдали от станиц в степи или в местах охоты и разведения скота, Жители хуторов, отмечал историк Сухоруков, несмотря на отдельное поселение их, суть граждане какой-либо станицы, в которой они ведомы по внутреннему управлению, обязаны исправлением всех общественных служб и повинностей. Но это будет несколько позже, в XVIII веке, мы же снова вернемся в середину XVI столетия
Казачьи городки появились на донской земле в середине XVI века. В 1549 году ногайский князь Юсуф жаловался Московскому царю Ивану IV на разбои донских казаков, отмечая, что они во главе с атаманом Сары-Азманом на Дону в 3 и 4 местах городки поделали[35]. Где располагались эти городки, и как они назывались, князь не уточняет, но историки примерно установили их местонахождение и название. Старинные иностранные карты и другие исторические данные, пишет Ис. Ф. Быкадоров, дают возможность сделать вывод, что этими казачьими городками были: Атаманский городок, близ устья р. Аксая; г. Красный Яр, верстах в 1015 выше по реке Аксаю (был, возможно, вблизи устья Мишкинской балки, которая получила название по имени атамана Михайлы Черкашенина) и Раздоры Нижние в 15 верстах от Атаманского вверх по Дону, считая от устья Аксая. Последнее название ведет к заключению, что в то время существовали на Дону и Раздоры Верхние (Донецкие) в устье западного рукава Северского Донца[36].
Атаманский городок и Красный Яр к 1569 году были разрушены турками и больше не возобновлялись казаками. На месте Атаманского городка долгое время был разменный пункт, где казаки обменивались с татарами и турками пленными; здесь же встречали турецких послов, следовавших в Москву, и провожали московских дипломатов, едущих по поручению царя в Константинополь или в Крым.
В это время 15701572 годы на Дону возникло несколько новых городков, которые основали запорожские казаки, пришедшие сюда и осевшие между Раздорами Донецкими (Верхними) в устье Донца и Раздорами Нижними, близ впадения Аксая в Дон. Среди этих городков был и Черкасский, ставший впоследствии на долгие годы столицей донского казачества. По поводу его основания и названия в исторических документах говорится: Из призванных, по царскому повелению, с Днепра пяти тысяч запорожских казаков, под предводительством князя Вишневецкого, в 1569 году, когда турецкое войско для возвращения паки татарам отнятых у них россиянами царств приходили под Астрахань, большая часть осталась на Дону и построила себе в 1570 году особливый городок, назвав оной Черкасский, по имени городка своего, на Днепре построенного[37]. К истории Черкасского городка мы еще не раз вернемся в нашем повествовании, ибо слишком большим был его вклад в общую историю донского казачества
Другая группа казачьих городков возникла на Донецком острове, образуемом рекой Доном и двумя устьями Донца: здесь стояли Раздоры Верхние, Семикарокор, Кочеты, Бабий. Чуть выше острова располагался Ведерниковский городок.
В исторических документах 1593 года упоминаются четыре новых казачьих городка, поставленные близко Азова, на Манычи, да в Черкасской и в Раздорах[38]. Этими городками были Раздорский (ныне станица Раздорская), Манычский, Черкасский и Монастырский.
Надо отметить, что устройство новых городков в ту пору было делом свободным. Возможно, поясняет донской историк Х. И. Попов, что какой-либо наиболее удалой и энергичный казак или товарищество таких казаков во время своей молодежной гульбы встречали место, на котором с удобством можно было всякий промысел чинить. Это обстоятельство давало им мысль собрать вокруг себя несколько храбрых товарищей и устроить на этом месте свой стан. Таким образом, в случае удачи, организовывалась станица и устраивался городок[39].