Приведенные данные свидетельствуют о том, в дореволюционный период Ново-Ликеевская волость была одним из заметных сундучных центров России. Поначалу промысел находился в явной зависимости от макарьевского, однако со временем сумел создать ему конкуренцию. По масштабам производства Ново-Ликеевская волость никогда не превосходила Муромский уезд и город Макарьев, к тому же, в отличие от них, была ориентирована, как правило, на внешний рынок. Следует признать, что среди массы изделий, ранее считавшихся муромскими или макарьевскими, некоторую долю занимают ликеевские. Однако выделить их крайне трудно, поскольку они далеко не всегда отличались, и, кроме того, не имели клейм и рекламных этикеток. Просматривается некая эклектичность в художественном стиле ново-ликеевских изделий: сундуки делались на образец макарьевских, шкатулки и погребцы по типу уральских.
Известно о производстве сундуков в Балахнинском, Лукояновском и Сергачском уездах Нижегородской губернии. Эти промыслы имели локальное значение: сундуки делались по заказам и раскупались на местных торжках. В Городецкой волости Балахнинского уезда в 1912 году насчитывалось 11 человек, делавших сундуки, в Лукояновском уезде был 1 мастер, в Гагинской волости Сергачского уезда 3, в Итмановской волости того же уезда 330. И все же наибольшую популярность приобрели макарьевские сундуки.
Макарьевский сундучный промысел во второй половине XIX начале XX века
В 1853 году в записках историка и этнографа П. И. Небольсина подчеркивались прекрасные качества изделий мастеров Макарьева. Сундуки делились им на «простые, штучные, большие, одиночные, имеющие особое назначение, и продающиеся отдельно, и сундуки станами, сундук в сундуке, в каждом стане по осьми сундуков, вложенных один»31.
Вероятно, отмена крепостного права в 1861 году стала дополнительным стимулом к развитию сундучного производства в Макарьеве. Этот период характеризовался, как писал И. В. Чиркунов, «активным всплеском развития капиталистических отношений, ростом торговли и производства, которые определили направление развития целых регионов России. После отмены крепостного права наблюдается значительный рост деловой активности населения»32. В Памятной книжке Нижегородской губернии (1865) отмечено: «Главный промысел жителей города Макарьева делание сундуков, занимающий слишком 100 человек. Сундуки сбываются на нижегородской ярмарке, где преимущественно скупаются армянами и бухарцами для складки в них товара»33.
Со временем макарьевский промысел приобрел широкую известность. В 1889 году в газете «Вятские губернские ведомости» неизвестный автор писал: «Главным занятием некогда славного своею ярмаркой города Макарьева является изготовление разных видов и размеров деревянных с железной обивкой сундуков Рисунки и разные украшения на сундуки приготовляются самими мастерами. Технических приспособлений, в виде машин не было и нет»34. Мастера работали на хозяев крупных мастерских. В год делалось до 14 000 сундуков! В. М. Федоров подсчитал, что на 1890 год в промысле было занято 150 человек35. По состоянию на 1895/96 год в Макарьеве насчитывалось уже до 200 мастеров. Годовой доход промысла составлял 60 70 тысяч рублей, делалось приблизительно 15 000 сундуков36, было 6 хозяев-«фабрикантов», которые выдавали материалы мастерам37.
О популярности макарьевских сундуков свидетельствуют произведения Б. М. Кустодиева (1878 1927), например, «Сундучник» (1920) и «Купец» (1923)38, где изображены многочисленные сундуки, поставленные в виде «горки». Несмотря на то, что изображения сундуков достаточно условны, особенности их внешнего облика угадываются: можно отметить использование мастерами «мороза» по жести, росписи и металлических накладок с гравированным орнаментом.
Промысел развивался, его история знала периоды расцвета и упадка. Особо заметный спад наступил в 1880-е годы. Его причиной стало значительное повышение цен на материалы и появление сильных конкурентов в лице муромских мастеров. Сундуки последних отличались высоким качеством и, кроме того, заведений во Владимирской губернии было больше, чем в Макарьеве. Надо также отметить, что, например, Казань ранее была местом активного сбыта макарьевских сундуков, но в этом городе поселилось пять мастеров из Макарьева, которые сами начали делать сундуки, поэтому сбыт в Казань прекратился39. Этот факт примечателен не только как свидетельство существования широкого сбыта макарьевских изделий, но и как указание на тесные связи между русскими сундучными центрами.
Возможно, что некоторую роль в истории промысла сыграл Торгово-промышленный склад-музей, открытый Нижегородским губернским земством в 1896 году. Работники этого учреждения занимались посреднической и комиссионерской деятельностью по сбыту кустарных изделий, а также пытались улучшить технику производства40. В музее были коллекции, характеризовавшие основные виды кустарных промыслов Нижегородской губернии. В каталоге указывалось: «Производством сундуков занимаются в двух местах Нижегородской губернии: в Нижегородском уезде и в городе Макарьеве. В единичных случаях можно встретить выделку сундуков и во многих других уездах»41. Сундуки подразделялись на следующие виды: «глушниковые» (4, 5, 6 четв. по цене от 3 р. до 5 р.50 коп.); «пробочные» (от 3 до 6 четв. по цене от 1 р.15 коп. до 4 руб.80 коп.); «чеканные глушниковые» (5 и 6 четв. по цене от 4 руб. 50 коп. до 6 руб. 50 коп.); «с бронзой» (4 и 5 четв. по цене от 2 руб. 25 коп. до 3 руб. 50 коп.); «брусковые» (5 и 6 четв. по цене от 1 руб. 80 коп. до 3 руб. 25 коп.); с «морозом» (3, 4 и 5 четв. по цене от 75 коп. до 2 руб.). Указывалось, что «по заказам выделываются сундуки всевозможных размеров и отделки»42.
Одним из самых известных макарьевских сундучных «фабрикантов» был Иван Петрович Аникин, который основал свое заведение в 1875 году. Известно, что в 1897 году на него трудились 15 наемных рабочих и 13 мастеров «на стороне», которые работали 220 дней в году и делали сундуков на 15 000 рублей43. В 1890-е годы он торговал на Нижегородской ярмарке сундуками и другими товарами (Александро-Невская ул., 151 и 153)44. Сведения на 1903 год: годовое производство на 4 000 руб., число рабочих 1045. В настоящее время известно два варианта рекламных этикеток заведения И. П. Аникина. Сохранились крупные сундуки его заведения, покрытые жестяными и железными листами с трафаретными узорами46. На лицевой стороне и крышке листы разной формы образовывали квадраты с размещенными в них ромбами. В произведениях «фабрики» И. П. Аникина просматриваются элементы импровизации, призванной разнообразить внешний вид сундуков. Это редко встречается в русских сундучных изделиях XIX XX веков (имеется в виду поточная продукция). Кроме того, им не свойственна унылая «конвейерность», ставшая характерной чертой крупных очагов сундучного производства. Для изделий мастерской И. П. Аникина типичны логичность конструкции и декоративного оформления, их равновесие, гармоничность. Часто обнаруживается продуманность в декоре, расчетливость в выборе орнаментальных мотивов. Все названные черты делают изделия И. П. Аникина узнаваемыми на фоне остальной сундучной продукции: их можно выделить даже при отсутствии рекламных этикеток, обычно прикрепляемых к внутренней стороне крышки.
Среди макарьевских сундучников также известны А. М. Баранов, А. А. Кобылина, В. Ф. Носов, А. Л. Суворова, А.Н. и Е. Я. Суворовы (мать с дочерью), Т. М. Фомина. Их фамилии часто встречаются среди хозяев мастерских, торговавших сундуками на Нижегородской ярмарке в 1890-е годы47. В литературе, связанной с ярмаркой, указывалось, что в ту пору в Макарьеве было три основных вида сундука: «русский» (6 9 четвертей, обит белой жестью с «морозом», продавался в Нижегородскую губернию, Поволжье, Москву), «донской» (6 9 четвертей, обит желтой жестью, продавался на Дон и по Волге) и «персидский бурлак» (4, 5 и 6 четвертей, обит красным листовым железом, сбыт в Персию)48. При этом все виды изделий изготавливались из ели (из ольхи только сундуки крупных размеров). Со временем «персидский бурлак» стал наиболее популярным видом макарьевских сундуков. Его покупали торговцы из Персии и упаковывали в него стекло, щепной товар и посуду49.