Из истории художественных промыслов Нижегородской области. Сборник статей - Пудов Глеб

Скачать книгу

Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Из истории художественных промыслов Нижегородской области. Сборник статей файлом для электронной книжки и читайте офлайн.

Шрифт
Фон

Из истории художественных промыслов Нижегородской области

Сборник статей


Глеб Пудов

Рецензент Ирина Андреевна Колобкова

Рецензент Алексей Валерьевич Чевардин

Редактор Наталия Ивановна Ковалева


© Глеб Пудов, 2023


ISBN 978-5-0060-6499-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Работы Глеба Александровича Пудова, направленные на изучение истории Макарьевского сундука, уже заняли достойное место в литературе, посвященной промыслу. Их отличает доскональное знание автором трудов предшественников и опора на широкий круг архивных источников. Можно только порадоваться, что теперь Г. А. Пудов соединил свои статьи под одной обложкой.

Из новой книги Г. А. Пудова читатель узнает, что нижегородский сундучный промысел бытовал не только в Макарьеве. Объектом научного интереса автора стало и сундучное производство Ново-Ликеевской волости Нижегородского уезда, ранее ускользавшее от внимания историков и искусствоведов. Тексты, посвященные сундучникам из этой местности, особенно ценны своей новизной.

Несомненный интерес для нижегородских краеведов представляют сведения о мастере-сундучнике С. И. Бербасове. До сих пор о нем было известно, что он отличался политической активностью и участвовал в выборах в Государственную думу, примыкая к партии кадетов. Г. А. Пудов рисует яркий портрет этого незаурядного человека в разрезе истории нижегородского сундучного дела.

Интересы Г. А. Пудова не замыкаются только на сундучном промысле, благо в Русском музее, где он работает, представлены самые разные изделия нижегородских мастеров. В книгу вошли очерки о произведениях павловских кустарей, городецких пряничных досках и мозаике из села Русское Маклаково.

Несомненно, все включенные в книгу тексты найдут своего благодарного читателя в лице искусствоведов, историков и всех интересующихся славным прошлым нижегородских художественных промыслов.


Ф. А. Селезнев, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра краеведческих исследований Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, председатель общества «Нижегородский краевед».

Сундучный промысел города Макарьева Нижегородской губернии (вторая половина XIX  начало XX века)

Нижегородская земля  родина всемирно известных художественных промыслов. Многим из них посвящена обширная библиография. Однако наряду с ними существовали очаги народного искусства, которые, несмотря на относительную известность, не привлекали пристального внимания исследователей. К ним относится сундучный промысел1.

Обилие сохранившихся изделий2, а также наличие статистических и архивных сведений делает возможным изучение сундучного дела в Нижегородской губернии.

Следует подчеркнуть, что нижегородский сундук возможно изучать не только с экономической, технической и статистической сторон, но и с художественной. В массе изделий, имеющих исключительно историко-этнографическое значение, встречаются образцы, достойные стать в один ряд с выдающимися произведениями народного искусства.


* * *

Точное время зарождения в Макарьеве производства сундуков неизвестно. По информации Н. Ф. Филатова, в конце XVIII века в Макарьеве было много сундучных мастеров, производивших ежегодно до 1250 сундуков и подголовников «с железными приборами» и секретными замками3. В ведомости товаров, привезенных в 1812 году на Макарьевскую ярмарку, значатся макарьевские сундуки4. В 1814 году в Сундучный ряд привезли изделий на 179500 рублей, а продали на 154750 рублей5. В описании Макарьева 1842 года производство сундуков называется «главной промышленностью города»6. В 1845 году на ярмарке в Макарьевском сундучном ряду насчитывалось 23 лавки7. Среди торгующих сундуками в 1865 году упомянуто много жителей Макарьева8, что свидетельствует о длительной истории промысла. В. М. Федоров писал в 1890 году: «мастерство это существовало за долго до начала настоящего столетия: 70  80-тилетние старики не помнят его начала»9. Рискнем предположить, что время зарождения сундучного промысла относится еще к XVII веку10.

Немалое значение в истории макарьевского промысла имело сотрудничество с мастерами села Лысково, которое располагалось на другом берегу Волги. Здесь изготавливались замки и петли, а в Макарьеве расписывались лысковские изделия11. Этот центр с полным правом можно обозначить как «макарьево-лысковский» (по аналогии с тагило-невьянским). Лысковские ремесла также имеют древнее происхождение12.


Причины возникновения сундучного промысла

Одна из главных  в северных уездах Нижегородской губернии, к которым относился Макарьевский, было сложно вести земледелие. Урожай был крайне невелик. Подсчеты М. А. Плотникова, которые характеризовали соотношение потребностей крестьянского населения и его доходов от земледелия, наглядно продемонстрировали необходимость {курсив мой  Г.П.} существования в Нижегородской губернии кустарных промыслов, в т.ч. сундучного13. А. С. Аксянов справедливо писал, что «специальные промысловые зоны выделяются в первую очередь из-за крайней малоземельности и неурожайности крестьянских наделов»14. Необходимо также отметить, что Макарьевский уезд относился к числу уездов с наибольшим развитием деревообрабатывающих промыслов15.

Другой причиной появления сундучного производства стала необходимость упаковывания и перевозки товаров Нижегородской ярмарки16. В качестве учителей макарьевских мастеров в литературе обычно называются уральцы, чьи произведения часто можно было встретить на этом всероссийском торжище17. Ярмарка имела колоссальное значение для развития сундучного промысла Поволжья. Особой популярностью русский сундучный товар пользовался в государствах Средней Азии, Индии, западных областях Китая, Турции. Известно также, что макарьевские сундуки отправлялись в Казань, Симбирск, Астрахань и другие приволжские города, а особым спросом они пользовались у жителей Персии, Армении, Бухары. Сундуки привозились на судах по Волге на пристани Нижнего Новгорода и ярмарку с 15 июня по 1 сентября. Наряду с уральскими и муромскими сундуками, макарьевские активно сбывались на украинских ярмарках: в Харькове, Полтаве, Кролевце, Елисаветграде18. Главными покупателями считались караимы  немногочисленный народ, проживавший в Крыму, Литве и на западе Украины.

Следует констатировать, что рынок сбыта макарьевских сундуков был очень широк. В. М. Федоров привел рассказ жителя Макарьева: спрос на сундуки был так велик, что мастерам приходилось для его удовлетворения работать с раннего утра до поздней ночи19.

В качестве других причин зарождения и яркого расцвета макарьевского сундучного промысла  не менее важных, чем предыдущие  исследователи указывали на отсутствие конкуренции, дешевизну леса и наличие водных путей20.

Тем не менее, как справедливо писали авторы книги о кустарной промышленности Нижегородской губернии (2013), необходимо учитывать весь комплекс факторов, приведших к появлению кустарных промыслов {в том числе и сундучного  Г.П.}, а «попытка рассмотрения или придания главенствующей роли одному из перечисленных условий в качестве определяющего в развитии кустарных промыслов несет в себе ограниченность и необъективность»21.

Благоприятные условия привели к появлению сундучного дела не только в Макарьевском, но и, например, в Нижегородском уезде. Сундучное производство возникло здесь в Ново-Ликеевской волости в конце XVIII столетия. Промыслом занимались крестьяне нескольких деревень, поставлявшие в Макарьев «белье»22 для дальнейшей художественной обработки23. С момента зарождения сундучного дела изготавливались не только «ящики» для макарьевских мастеров, но и простые крестьянские сундуки без оковки, которые окрашивались желтой краской. К концу 70-х годов XIX века на Нижегородском рынке появились сундуки московских кустарей, декорированные «морозом» по жести. Простые желтые сундуки перестали пользоваться спросом. Многие кустари Ново-Ликеевской волости отошли от промысла. Но в конце 1860-х годов в деревне Лобково появился крестьянин Иван Федорович Хижин, который нанял мастера, владевшего приемами отделки «морозом». Сундучный промысел возобновился24. В связи с этими событиями вновь производимые сундуки стали именоваться «московскими». Мастерские, аналогичные «фабрике» И. Ф. Хижина, завели крестьяне деревни Сосновки И. С. Рачков25, братья Мословы, крестьянин деревни Старое Ликеево А. М. Баранов и другие26. В конце XIX века в селе Новоликеево (4 чел.), деревне Сосновке (40 чел.) и в деревне Лобково (20 чел.) продолжали делать сундуки, оковка которых производилась 45 кустарями деревни Лобково27. В 1912 году в деревнях Карабатово, Лобково и Сосновка значилось соответственно 4, 30 и 76 мастеров28. Надо отметить, что А. Борисовский в 1869 году также упоминал о сундучном производстве в деревне Михальчиково той же волости29.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке