Неудобно быть удобным. Как перестать угождать другим и воспитать в себе самоуважение - Верле Мартин страница 3.

Шрифт
Фон

 вы краснеете, когда вам стыдно;

 вы начинаете потеть, когда кто-то обвиняет вас в чем-то;

 ваш пульс учащается, когда вы думаете о том, что можете разочаровать кого-то.


Чтобы избежать этого стресса, многие добрые люди неосознанно следуют ожиданиям других:

 мы предугадываем, что от нас хотят услышать, когда интересуются нашим мнением, и говорим именно это только бы не задеть чужие чувства;

 мы оправдываем чужие ожидания против своей воли, только бы не поставить себя в глупое положение и не нажить врагов;

 мы безропотно принимаем чужие поступки, которые кажутся нам странными, чтобы никому не делать больно;

 мы воздерживаемся от справедливой критики, чтобы сохранить гармонию.


Вторая первопричина доброты обусловлена нашей социализацией. Будучи маленьким ребенком, вы были зависимы от своих родителей. Все жизненно необходимое вы получали от них: жилье, питание, безопасность. Вы не могли лишиться их расположения это могло бы привести к концу вашего существования[3].

Однако что может предпринять маленький ребенок, чтобы сохранить благосклонность родителей? Мы не могли оказать им равнозначные услуги. В этом возрасте мы не могли стать для них равноправными собеседниками или купить, к примеру, маме букет цветов, чтобы выразить признательность.

У нас оставалась только одна возможность сохранить их симпатию: быть послушным ребенком. Для этого мы должны были чувствовать, что родители хотели от нас, и вести себя соответствующим образом. Если нам удавалось, подчиняясь их воле, заставить их улыбаться мы могли рассчитывать на похвалу и признание.

Но что происходило, когда мы не подчинялись? Лица родителей становились мрачными, они требовали, упрекали нас и всячески выражали недовольство. А мы (маленькие дети) подсознательно спрашивали себя: «Нужен ли я им еще, сохранят ли они мне жизнь? Или я потерял их по собственной глупости?»

Любое воспитание школа приспособления[4]. «Своеволие», то есть собственная воля ребенка, в раннем детстве незначительна и нежелательна. Так думают даже любящие родители, и у этого есть вполне естественная причина: маленькие дети часто «желают» того, что может навредить им или быть опасным. Например, сломя голову перебежать дорогу в час пик. Или залезть в розетку мокрым пальцем.

С раннего детства вы запомнили: «Делай не то, чего хочешь ты, а то, чего мы хотим от тебя!» (см. раздел на с. 86). Чувство неполноценности вгрызается в наш мозг и может сопровождать нас всю жизнь, что, в свою очередь, делает нас восприимчивыми к чужой воле и указаниям извне[5].

Представьте, что ваш мозг это компьютер, на котором до сегодняшнего дня хранятся устаревшие программы эволюции и социализации. При столкновениях с людьми это программное обеспечение запускается автоматически. И хотя вы цивилизованный человек, ваши действия мало отличаются от поступков древних людей в саванне. Хотя вы уже выросли, вы продолжаете реагировать, как маленький ребенок. Например, вы «автоматически» любезны с каждым встречным, даже если такое поведение вредит вам.

Помогай другим, чтобы понравиться им,  такое поведение может иметь фатальные последствия. Люди, работающие в социальной сфере, уделяют столько внимания своим клиентам, что совершенно забывают о собственных эмоциях. Психолог Вольфганг Шмидбауэр назвал это синдромом помощника. Он имел в виду «неспособность выражать свои чувства и потребности, которые скрываются за неприступным фасадом». Эта самоотверженная доброта нередко приводит к выгоранию[6].

Выход из этой ловушки очевиден: вам нужно переключиться с автопилота на ручное управление. Этот процесс требует активного внимания. Вам придется контролировать свои мысли, вместо того чтобы находиться под их контролем и действовать по старым шаблонам[7]. Эта книга поможет вам научиться воспринимать свои потребности так же серьезно, как и нужды других. А это уже немало.

Почему не любят добряков

Все добрые люди имеют «большое сердце». И оно бьется не только для них самих, но прежде всего для других людей. Оцените, пожалуйста, какая из пяти особенностей этой личностной модели наиболее ярко выражена в вашем характере[8]:

 открытость: вы общительны, всегда рады новому опыту, быстро начинаете скучать, у вас всегда много идей, и вы творчески подходите к делу;

 добросовестность: вы организованны и надежны, на ваше слово всегда можно положиться, можете отказаться от сиюминутных поощрений, рассчитывая на успех в долгосрочной перспективе;

 экстраверсия: у вас постоянная потребность во внешней стимуляции, вы любите находиться в обществе, имеете много друзей и склонны к оптимизму;

 совместимость: вы чуткий и сердечный человек, умеете слушать собеседника, можете поставить себя на место другого и хорошо ладите с окружающими;

 невротизм: вы эмоционально нестабильны, подвержены стрессу, часто беспокоитесь и застреваете в негативных мыслях.


Многие добряки подтверждают, что в их характере преобладают совместимость и добросовестность. В слове «совместимость» спрятано слово «вместе». То есть социально ориентированные люди несут на себе не только проблемы собственной жизни, но и тяготы других.

 Возможно, вы взваливаете на свои плечи проблемы окружающих?

 Вы тот человек, который всегда следит за ходом мысли собеседника, помогает ему и поддерживает в трудной ситуации?

 У вас хорошо получается выслушивать жалобы и недовольство окружающих, а если не выходит, вас начинает мучить совесть?


Высокие значения совместимости являются причиной того, что вы редко вступаете в конфликты, ссоритесь с кем-то или обижаете других. И это хорошо. Но в то же время вам трудно настаивать на своем и действовать в собственных интересах[9]. Желание быть в центре стаи может привести к потере самого себя[10].

Вы, конечно, можете возразить: зато меня любят за мою доброту! Но так ли это на самом деле? Вернемся в наш воображаемый день.

 Действительно ли ваш сосед оценит по достоинству, что вы молча простите ему ночной шум? Или он сделает вывод, что сможет еще не раз без каких-либо последствий устроить небольшой ночной концерт? Так как вы не обозначили свои границы, в своей бесцеремонности он может зайти еще дальше.

 Вырастет ли ваш авторитет в глазах коллеги от того, что вы всегда готовы ее выслушать? Вероятнее всего, ваше поведение покажется ей само собой разумеющимся, и она воспримет его как сигнал, что ее истории вам интересны и вы хотите их услышать.

 Станете ли вы любимчиком шефа, если будете загребать жар вместо него? Скорее, он потеряет к вам уважение и будет использовать вас и дальше, а если вы заведете разговор о повышении зарплаты, быстро забудет о ваших заслугах.


Вашингтонский государственный университет проводил исследования, чтобы узнать, насколько любимы милые люди в обществе[11]. Результаты были ошеломляющими: добряки оказались в самом низу рейтинга. Если вы пытаетесь занять центральное место в группе, помогая и угождая другим, вы окажетесь на самом краю. Почему так происходит? Исследование приводит три причины:


1. У окружающих возникает чувство, что они хуже добряков.

Когда на совещании никто не хочет писать протокол, а вы поднимаете руку, то менее добрые люди чувствуют себя униженными. Так двоечник чувствует себя более глупым рядом с отличником, а не с другими двоечниками.

Вы можете возразить, что делаете одолжение всей группе. Но остальные вряд ли смотрят на ситуацию так рационально. Ваше поведение заставляет их чувствовать себя пристыженными сторонними наблюдателями и вызывает агрессию. Еще не хватало, чтобы в следующий раз шеф решил, что теперь и любой другой член команды добровольно согласится писать протокол, только потому, что это сделали вы!

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке