Белый. История цвета - Кулиш Нина Федоровна страница 5.

Шрифт
Фон

О древнейших культах луны мы не знаем ничего. Самые ранние свидетельства ритуалов и вычислений, которые дошли до нас, относятся к эпохе неолита и перехода наших предков к оседлому образу жизни. Они помогают понять, почему первые календари были не солнечными, а лунными. В самом деле, лунные циклы наблюдать легче, чем солнечные. Возникшая в более позднюю эпоху письменность открыла нам доступ ко множеству мифов и легенд, посвященных луне: это позволяет представить себе неизмеримое богатство лунной символики, а также отследить ее многообразные связи с ритмами времени, ночным миром, первозданными водами, плодородием и урожайностью, и в особенности с белым цветом14. Луна это прежде всего белое светило, которое позволяет видеть в ночи и, как и его цвет, является источником жизни, знания, здоровья и покоя. Наоборот, черный, как и ночь, является источником страха, невежества, несчастья и смерти15.

Древние внимательно наблюдают за луной: они не только измеряют ее циклы и фазы, но еще и вычисляют интенсивность ее света, насыщенность цвета, периодичность ее затмений16. Некоторые думают, что луна обитаема, и рассматривают темные пятна на ее поверхности как некий бестиарий17. О многих диковинных животных, которые водятся на земле, даже говорят, будто они упали с луны. Так объясняли, например, происхождение ужасного Немейского льва, убитого Гераклом (это был первый из его двенадцати подвигов). Немейский лев считался порождением самой луны, а его непробиваемая шкура, соответственно, якобы была лунного, то есть белого, цвета. Ни стрелы, ни палица не помогли Гераклу справиться с чудовищем, и герою пришлось задушить его голыми руками.

У древних греков было две богини луны: с одной стороны, Селена, олицетворение ночного светила, чей культ уходит корнями в глубокую древность18; с другой стороны Артемида, которая, как и ее брат Аполлон, обладает многообразными функциями и атрибутами и которая в этой своей ипостаси олицетворяет скорее лунный свет, чем само светило. Однако проходят века и десятилетия, а поклонение Артемиде охватывает все более обширные регионы, и в начале эпохи эллинизма обе богини сближаются настолько, что почти сливаются воедино19. Позднее собственно лунные культы постепенно теряют свое значение: их вытесняют культы солнечные. В Риме местные богини Диана и Луна, отождествляемые с Артемидой и Селеной, почитаются далеко не так ревностно, как эти последние. А вот Солнце (Соль) занимает в римском пантеоне гораздо более важное место, чем занимало в греческом; особенно его позиции укрепляются при Империи, когда старые римские культы испытывают сильнейшее влияние восточных религий, в частности митраизма, который, вопреки распространенному мнению, имел в своей основе культ солнца, а не культ быка.

1

Отсылка к книге Ролана Барта «Нулевая степень письма» (фр. Le degré zéro de lécriture).  Прим. науч. ред.

2

Вот определение, которое предлагает «Trésor de la langue française des XIXe et XXe siècles» (официальное издание Национального института французского языка) в длинной статье «Белый»: «Цвет, который сочетает в себе все цвета солнечного спектра; цвет снега, молока и так далее». Вряд ли такое определение можно считать удовлетворительным, но кто смог бы дать лучшее? О хроматической лексике XIXXX веков см.: Mollard-Desfour A. Le Blanc. Dictionnaire des couleurs. Paris, 2008.

3

Пастуро 2019.

4

Минерал кальцит, основной компонент естественного карбоната кальция, входит в состав многих известняковых пород. Кальцит был описан и исследован в XVII веке; известен также под названием известковый шпат.

5

Белая глина, хрупкая и жаропрочная, менее пластичная, чем остальные разновидности глины, в частности охра.

6

Couraud C. Pigments utilisés en préhistoire. Provenance, préparation, modes dutilisation // LAnthropologie. 1988. T. 92/1. P. 1728; Idem. Les pigments des grottes dArcy-sur-Cure (Yonne) // Gallia Préhistoire. 1991. Vol. 33. P. 1752; Pomiès F. et al. Préparation des pigments rouges préhistoriques par chauffage // LAnthropologie. 1998. T. 103/4. P. 503518; Salomon H. Les Matières colorantes au début du Paléolithique supérieur: sources, transformations et fonctions. Thèse. Bordeaux, 2009. En ligne: HAL Archives ouvertes, 7 janvier 2020.

7

Позволю себе сослаться на мои заметки о возникновении цветов как отвлеченных понятий: Pastoureau 2016.

8

Berlin & Kay 1969: 1444.

9

Пастуро 2019.

10

Gerschel 1966: 608631.

11

Пастуро 2015.

12

Eliade M. Traité dhistoire des religions. Paris, 1964. P. 139164; Bram J. R. Moon // The Encyclopedia of Religion. London, 1987. Vol. 10. P. 8391; Colon D. The Near Eastern Moon God // D. J. W. Meijer, dir. Natural Phenomena: Their Meaning, Depiction and Description in the Ancient Near East. Amsterdam, 1992. P. 1938.

13

Nekel G., éd. Edda. Die Lieder des Codex Regius. Heidelberg, 1962; Boyer R., éd. LEdda poétique. Paris, 1992; Dronke U. The Poetic Edda: Mythological Poems. 2-e éd. Oxford, 1997. T. II. P. 349362.

14

Sjöberg A. W. Der Mondgott Nanna-Suen in der sumerischen Überlieferung. Uppsala, 1960.

15

О луне в древних мифах и верованиях существует множество работ справочного характера, но они редко представляют интерес. См. все же: Harley T. Moon Lore. London, 1885; Heudier J.-L. Le Livre de la lune. Paris, 1996; Heiken G. et al. Lunar Source Book: A Users Guide to the Moon. Cambridge, 1998; Cashford 2003; Brunner 2010; Alexander R. Myths, Symbols and Legends of Solar System Bodies. Berlin, 2015; Kébé F. La lune est un roman. Histoire, mythes, légendes. Genève, 2019.

16

Duhem P. Le Système du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon à Copernic. T. I: La Cosmologie hellénique. Paris, 1913; Aujac G. Le ciel des fixes et ses représentations en Grèce ancienne // Revue dhistoire des sciences. 1976. Vol. 29/4. P. 289307; Evans J. The History and Practice of Ancient Astronomy. Oxford, 1998.

17

Cumont F. Le nom des planètes et lastrolâtrie chez les Grecs // LAntiquité classique. 1935. Vol. 4/1. P. 543.

18

Siecke 1890.

19

Литература, посвященная Артемиде, необъятна, как океан. Новейшие исследования подтверждают то, о чем уже писали древние авторы: Артемида богиня непредсказуемая, своенравная, опасная, неуловимая, многогранная, возможно, самое значительное божество греческого пантеона, наряду с ее братом Аполлоном, даже могущественнее Зевса и других богов Олимпа, почитаемое и изображаемое больше и чаще, чем остальные боги Античности.

Белый. История цвета
читать Белый. История цвета
Кулиш Нина Федоровна
«Белый» – очередной том М. Пастуро, дополняющий его предыдущие исследования об истории цвета в Западной Европе на протяжении веков. Отдавая должное дебатам о том, является ли белый – цветом, автор предлагает нам при проведении исторического анализа учитывать его полноценный хроматический статус. На

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке