Скачать книгу
Если нет возможности читать онлайн, скачайте книгу Образцовые сочинения по школьным стандартам. 5–11 классы файлом для электронной книжки и читайте офлайн.
Е. В. Амелина
Образцовые сочинения по школьным стандартам. 511 классы
© Амелина Е. В., 2023
© Оформление: ООО «Феникс», 2023
Раздел 1. Сочинение-описание
План сочинения по картине
1. Общие сведения о художнике. История создания картины.
2. Анализ сюжета произведения.
а) описание переднего плана картины;
б) описание героев, предположительный анализ их характеров, душевного состояния;
в) анализ интерьера, пейзажа;
г) описание заднего плана картины.
3. Общий колорит картины, тон, краски, настроение.
4. Свои впечатления от картины.
Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»
В. М. Васнецов известный русский художник, основоположник так называемого русского стиля, сочетающего исторический жанр, фольклор и романтизм. Интерес к русской истории открывается во многих сюжетах этого художника. Как отмечал критик Стасов, он «дышал русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом»[1].
Вершиной творчества Васнецова стала картина «Богатыри». Над этим полотном художник работал около 30 лет. В 1871 г. был создан первый карандашный набросок, в 1876 г. композиционно спланированный эскиз, окончательно же завершена работа была в 1898 г. Известный русский меценат П. Третьяков приобрел картину для своей коллекции и выставил ее в публичной галерее. Однако и после этого Васнецов продолжал вносить в нее поправки. «Я работал над «Богатырями», быть может, не всегда с должной напряженностью но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» вспоминал художник[2].
Картина величественное, эпическое полотно, погружающее нас в атмосферу русских былин. На первом плане мы видим трех богатырей на заставе Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Илья Муромец центральный образ картины. Это славный русский богатырь, мудрый человек и несокрушимый воин. Именно таким он предстает в нашем былинном эпосе. История этого героя широко известна: с рождения он был парализован и сидел на печи ровно 33 года. Затем был исцелен старцами и оставшуюся жизнь посвятил защите русских земель.
Образ Ильи Муромца у Васнецова получился очень живой, одухотворенный. Облаченный в шлем, кольчугу и большие рукавицы, в одной руке богатырь держит копье и щит, на другой висит булатная палица. Приложив руку ко лбу, он пристально вглядывается в даль. Выражение лица, обрамленного седыми кудрями и бородой, серьезно и сурово, серо-зеленые глаза выражают проницательность и ум. Богатырь неразлучен со своим вороным конем, вместо сбруи которого используется большая цепь. Вся поза Ильи Муромца излучает уверенность, благородство, несокрушимость. Этот образ предстает воплощением простоты и силы.
По правую руку Муромца Добрыня Никитич. У него богатая одежда, воинские доспехи. Черты лица его тонкие и правильные, окладистая борода спадает на мощную грудь. Он вынимает меч из ножен, а щит держит перед собой, ноги вставлены в стремена. Нахмурившись, Добрыня замер и насторожился, вся поза его выражает готовность к решающей схватке. Тревожен и его белый конь, грива которого развевается на ветру. Мы слышим его ржание, тонкими ноздрями он резко втягивает воздух Кажется, вот-вот пустится вскачь, унося всадника в бой Реальным прототипом этого героя является воевода Добрыня. Храбрый и бесстрашный, наделенный гибким умом и мудростью, он знал 12 языков, обладал дипломатическим даром.
Самый младший из богатырей Алеша Попович. Он также облачен в шлем и кольчугу, за спиной виднеется щит. Лицо его открыто, во взгляде дерзость и лукавство. Алеша Попович был известен не столько своей силой, сколько хитростью, смекалкой, лихостью. В руках он держит лук со стрелами, сбоку виднеется колчан, с другой стороны гусли. Эта деталь подчеркивает веселый нрав, беззаботность героя. Рыжий конь его, склонившись, мирно щиплет траву, но уши лошади навострены в предчувствии опасности.
Богатыри объезжают дозором русские земли. И пейзаж здесь соответствует состоянию героев. Они стоят в чистом поле, мы видим зеленые елочки, пожелтевшие травы, на заднем плане могучую громаду леса. Небо хмурится, собираются большие, рваные облака, ветер уносит их вдаль, играет гривами лошадей Хмурое небо, порывы ветра и хищные птицы на заднем плане все это создает напряженную атмосферу, вызывает тревожные предчувствия. Однако богатыри встают на защиту русской земли, вместе они непобедимы.
Картина написана в сдержанных, скромных тонах. Вместе с тем краски очень сочные и выразительные. Цветовые пропорции черного и белого, серого, зеленого и желтого объединены в единую гамму. На общем фоне выделяется яркий, рыже-терракотовый наряд Алеши Поповича, тот же оттенок имеют копье Ильи Муромца, щит Добрыни и украшение на его коне.
Картина мне очень понравилась. Исполинские фигуры богатырей предстают как незыблемый символ могучей Руси, символ несокрушимости народного духа.
Сочинение по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана Васнецовым в 1889 г. В те годы художник работал над росписью Владимирского собора в Киеве, ему пришлось прервать работу, чтобы воплотить свой замысел. На полотне оживает сюжет русской волшебной сказки. Сказка эта была записана В. А. Жуковским в 1846 г. Вспомним ее содержание. В царском саду стали пропадать золотые яблоки. Трое царевичей решили поймать вора. Однако сделать это удалось лишь младшему брату. Иван-царевич почти поймал Жар-птицу, но она вырывалась и улетела. Тогда царь отправил сыновей на поиски Жар-птицы. И во время путешествия Иван потерял коня, который был съеден Серым Волком. Но потом зверь стал верным помощником царевича, он помог ему отыскать Жар-птицу, забрать златогривого коня и добыть Елену Прекрасную. Испытывая зависть, братья убили Ивана и забрали его добычу. Однако Волк воскресил царевича и помог ему.
Главные герои изображены в центре картины. Иван-царевич и Елена Прекрасная мчатся на Сером Волке сквозь дремучий, непроходимый лес. Герой крепко обнимает возлюбленную, с тревогой смотрит вокруг. Лицо царевича смуглое, черты тонкие и правильные. Это красивый, статный юноша. У него богатый наряд: узорчатый парчовый кафтан, яркая шапка, отороченная мехом, черные рукавицы, сафьяновые сапожки. Меч героя приподнят ветром, словно игрушечный. В реальности же ветер не смог бы приподнять меч. Этот момент был отмечен критиками. Однако здесь есть и определенный намек: в любой момент царевич готов вступить в бой, защищая Елену Прекрасную.
Она прижалась к царевичу, руки ее сложены на коленях, длинные пшеничные косы развеваются на ветру, выражение прелестного лица печально и серьезно. Она словно предчувствует грядущие испытания. Вся поза ее выражает усталость, смирение перед судьбой. На Елене роскошное платье в бледно-голубых узорах, с золотой каемкой, шапочка, отделанная драгоценными каменьями, блестящие сапожки. Художник умело использует здесь символику цветов. Золотой цвет основной цвет в русской иконописи, он воплощает Божие присутствие, это свет вечности и благодати. Сама судьба здесь помогает героям. Голубой же цвет символ неба, иного, вечного мира. Он намекает на близкую смерть царевича. Предостерегающими являются и отдельные красно-терракотовые детали: шапка Ивана, ножны меча, язык Волка.
Серый Волк изображен в стремительном беге. Это сильный и мощный зверь. Критики отмечали, что при взгляде на картину создается ощущение, что герои буквально летят над мрачным болотом. Тот же эффект создает вертикальная композиция. Но Волк тоже измучен: пасть его приоткрыта, он тяжело дышит, высунув язык. Исследователи писали, что этот образ необычен: у зверя человеческие глаза, это оборотень. И эта деталь усиливает общую таинственную и мистическую атмосферу. Образ Волка гармонично вписывается в картину окружающей природы, зловещую и мрачную Он выступает словно бы продолжением густого, темного леса, лесной стихии.