Сундучный промысел на территории Сибири в XVIII – XX вв. - Пудов Глеб страница 3.

Шрифт
Фон

Рассмотрим сундучное производство в крупных городах Сибири. Как указывалось выше, одним из центров сундучного дела Сибири была Тюмень. «Богатые природные ресурсы, речные и трактовые пути связывали Тюмень с Европейской Россией, южными и восточными округами Сибири. Недостаток плодородных почв, суровые климатические условия способствовали обращению значительной части населения Тюменского округа к промыслам Товары тюменских кустарей расходились по всей Сибири и считались лучшими по прочности и качеству»35. Этнограф И. И. Завалишин писал, что население Тюменского округа «самое бойкое, расторопное, умное, понятливое, оборотливое и промышленное в целой Сибири. Это сибирские владимирцы и ярославцы»36.

В «Списке ремесел, производимых в г. Тюмень ремесленными мастерами из местных мещан и иногородних жителей в 1873 г.» о сундучном указано: «Ящики делаются из простого дерева, окрашиваются разными красками с обивкой мелким железом. Продаются горожанам и крестьянам»37.


Тюмень (Затюменка).


Тюмень (Центральная часть города).


Основателем сундучного дела в Тюмени, как правило, называют Климентия Трофимовича Огибенина38. Он происходил из старообрядцев Висимо-Шайтанского завода Демидовых, расположенного на Урале. Род Огибениных  один из старейших в Висиме, он появился здесь в конце XVII  начале XVIII века. Огибенины находились в тесных родственных связях со многими старообрядческими семьями. Выкупившись на волю за несколько лет до отмены крепостного права, Климентий Трофимович Огибенин переехал в Тюмень и основал в 1863 году в Заречной части города сундучную мастерскую. В работе ему помогали старшие сыновья: Макар делал сундуки, Иолий  организовал их сбыт. Оба стали купцами II гильдии (Макар  с 1897 года)39. Значительную роль в семейном деле Огибениных играла Ирбитская ярмарка.


Семья Огибениных. Стоят: Иоиль, Макар, Тарас, сидят: Климентий Трофимович с женой, невестками и внучками (1881).


В 1889 году в «Ирбитском ярмарочном листке» указывалось: «Большую долю сбыта сундуков в Сибирь начал иметь тюменский завод Огибениных, с которого товар поступает прямо на воду, для развоза по сибирским городам. От такой закупки выигрывается провоз от Ирбита до Тюмени и сберегается в течение двух месяцев капитал за товар»40. Позднее и у Макара и у Иоиля Огибениных были собственные мастерские. Сундучное дело последнего продолжила его жена Наталья Сергеевна Огибенина41 (после революции 1917 года вместо частного заведения была организована артель «Сундук», см. ниже). В 1945 году на базе огибенинских мастерских возникла мебельная фабрика, которая получила название «Заречье». Таким образом, уральский старообрядец Климентий Трофимович Огибенин, основавший в Тюмени сундучную мастерскую, стал родоначальником мебельной промышленности в городе42.

Другим известным сундучным «фабрикантом» был Лев (Леонтий) Спиридонович Овчинников (фото43). Он родился 18 февраля 1861 года в поселке Невьянского завода Пермской губернии. Его отец, Спиридон К. Овчинников, основал сундучную мастерскую в Невьянске в 1849 году. О ней сохранились некоторые данные: в 1889 году работали хозяин и члены его семьи, сумма годового производства составляла 3200 рублей, сбыт («разные сундуки и шкатулки»)  в Невьянске и Ирбите. Также «фабрика» упоминается в статистической литературе в 1908 году: продолжительность рабочего времени  восемь месяцев в году, было занято четыре наемных рабочих44.


Лев Спиридонович Овчинников (1861  после 1925).


Вероятнее всего, первые рабочие навыки Л. С. Овчинников получил в мастерской отца, т.к. ко времени ее основания ему было 12 лет  возраст, в котором уральские мальчишки уже трудились в ремесленных мастерских. После службы в армии он в 1895 году переехал в Тюмень. Лев Овчинников организовал собственное заведение, где делались сундуки. Оно находилось на Малой Заречной улице, дом 23. Известно, что в мастерской работало девять человек, которые производили сундуки, обитые «морозом» по жести. Мастерская Л. С. Овчинникова упоминается в «Памятной книжке Тобольской губернии» за 1914 и 1915 годы45.


Л. С. Овчинников с семьей.


Наличие собственного дома, мастерская, находившаяся в другом помещении, значительное количество рабочих,  все это свидетельствует об определенном уровне благосостояния Л. С. Овчинникова, об успехе его предприятия. После революции 1917 года оно прекратило существование. Бывший хозяин о нем нигде не упоминал. Например, в анкете при устройстве на работу в 192324 годах он называл себя каменщиком и чернорабочим, а в анкете 1925 года  маляром и каменщиком46. Вероятно, это было связано с тем, что в ту пору гораздо безопаснее было числиться чернорабочим, чем бывшим хозяином довольно крупного коммерческого предприятия. Известно, что семьи детей Л. С. Овчинникова пострадали за принадлежность к «эксплуататорам трудового народа».


Л. С. Овчинников с сыном.


При учете уральского происхождения Л. С. Овчинникова и того факта, что первые навыки, как указывалось выше, он приобрел в невьянской мастерской отца, следует предположить, что в его заведении делались сундуки «тагило-невьянского» типа (ил. на с.28, 29).


Сундук. Конец XIX  начало XX века, Средний Урал. Дерево, жесть, кожа, прорезь, гравировка, литье (ОНИ ГРМ).


Сундук. Мастерская А. С. Алексеева, после 1887  до 1902 года, Невьянск (Средний Урал). Дерево, жесть, латунь, литье, «мороз» по жести, гравировка, чеканка (ОНИ ГРМ).


В качестве примеров можно привести два тюменских сундука из коллекции С. А. Киверина (г. Тюмень). Один из них средних размеров, с покатой крышкой и прямыми стенками, без ножек. На боковых сторонах  по одной литой ручке, на лицевой  продолговатая петля (возможно, более поздняя). Сундук окрашен в излюбленный русскими сундучниками зеленый цвет. Деревянные поверхности покрыты тонкими жестяными полосами, расположенными «в сетку». Фасадная стенка с помощью наугольников разбита на два ромба со скошенными углами. Наугольники и передний край крышки декорированы жестяными листами и полосами с трафаретным орнаментом красно-коричневого цвета. Он состоит из прихотливо извивающихся растительных завитков, цветов наподобие клевера, крестообразных фигур, «ламбрекенов» и проч. Тонкие полосы также покрыты подобным орнаментом (сохранились лишь его остатки). Просматривается поточный характер производства сундуков такого вида: мастера не заботились о совпадении декоративных мотивов на разных листах, они просто вырезали куски необходимой формы и прикрепляли их к сундуку. Рассмотренное изделие свидетельствует о справедливости слов Д. А. Болдырева-Казарина: «Сибиряки не любят украшать весь предмет или всё сооружение. Они ограничивают себя лишь наиболее главными его частями, тем самым заставляя зрителя сосредоточить свое внимание лишь на них. Закон строжайшей экономии, доходящей почти до скупости  одна из самых характерных черт народного искусства в Сибири», «наряду со строжайшей экономией средств нужно поставить и неизменную логичность и конструктивность декоративного народного искусства. Ясность и уравновешенность композиции отмечает народное искусство в Сибири, повидимому, на всем протяжении его истории»47.


Сундук. Конец XIX  начало XX века, Тюмень. Дерево, железо, жесть, печать, окраска (деталь; частное собрание).


Сундук. Конец XIX  начало XX века, Тюмень. Дерево, железо, жесть, печать, окраска (деталь; частное собрание).


Другой сундук значительно бóльших размеров. Он также имеет слегка покатую крышку, прямые стенки, но при этом поставлен на три резные ножки. На боковых стенках  по две ручки, для удобства открывания на переднем крае крышки прикреплены две маленьких ручки фигурной формы. Сундук, как и предыдущий, окрашен в зеленый цвет и обит тонкими жестяными полосами. Ранее он был украшен листами с «морозом» по жести белого цвета (почти не сохранился). На лицевой стороне  привычная композиция из двух ромбов, однако вместо трафаретного орнамента  гравированный. Он составлен из довольно разнообразных мотивов: ромбов, кружков с точкой, волнистых полос, «опахал», точечных линий и т. д. При этом в сочетании некоторых мотивов можно усмотреть изображение совы, столь распространенное в искусстве русского модерна. Надо отметить, что, несмотря на обилие декоративных мотивов, они производят впечатление довольно упрощенного орнамента, рассчитанного на невзыскательный вкус.

Ваша оценка очень важна

0
Шрифт
Фон

Помогите Вашим друзьям узнать о библиотеке